Домой Физиогномика лица "1000-летие русского монашества на Афоне". Светлый вечер с о. Александром Волковым (06.06.2016). Василий нестеренко - удел божией матери Празднование 1000 лет русского монашества на афоне

"1000-летие русского монашества на Афоне". Светлый вечер с о. Александром Волковым (06.06.2016). Василий нестеренко - удел божией матери Празднование 1000 лет русского монашества на афоне

К 1000-летию русского присутствия на Афоне

Как готовится Афон к тысячелетию русского монашества? Об этом корреспондент «РД» беседует с народным художником России Василием Игоревичем НЕСТЕРЕНКО, который последние полгода провёл на Афоне, работая над реставрацией и росписью русских храмов.

Василий Нестеренко может говорить об Афоне часами…

– 2016 год является не только годом 1000-летия русского присутствия на Афоне. Одновременно можно сказать, что это и 1000-летие всего русского монашества. Преподобного Антония Киево-Печерского постригли в русском афонском монастыре Ксилургу. Затем он, приехав в Киев, перенёс традиции афонского монашества на в общем-то уже созданный Киево-Печерский монастырь, но вдохнул в него новое наполнение. Эта эстафета, которую передали русские монахи с Афона в Русь, является уникальным событием. Дело в том, что ещё ранее часть дружины Святослава осела на Афоне, приняв монашество. В какой-то момент русских там стало настолько много, что у них уже появился свой маленький монастырь Ксилургу, в переводе –«обитель древоделов». В Ксилургу был построен самый древний русский Успенский храм. Потом собор с этим же названием – Успенский – возвели в Киеве как символ столичной власти. После разрушения Киева и потерей им своей общерусской значимости возникает Успенский собор во Владимире, а затем и в Москве. Таким образом, главный собор страны и сейчас остаётся таковым, в котором было венчание на царство всех русских царей и императоров, а в 1917 году прошла интронизация Патриарха Тихона после его избрания в Храме Христа Спасителя. Следовательно, наша всероссийская святыня ведёт свою историю от маленького Успенского храмика в обители Ксилургу.

Естественно, к юбилейной дате готовится вся наша великая страна. Потому что Афон является особенным местом для России. К этому готовятся и русские афониты, которые живут в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре на Афоне. И в скитах, и в разбросанных греческих монастырях. Готовится руководство нашей страны. Готовится Патриарх. Что будет – посмотрим. На мой взгляд, будет что-то сравнимое с 1000-летием Крещения Руси.

– А у вас какие отношения с Афоном?

– Я впервые приехал на Афон в 1995 году. В последние годы езжу туда постоянно. Какая-то работа там для меня есть постоянно. В частности, на Афоне я написал четыре картины для зала приёмов архондарика Русского монастыря. Архондарик – это гостиница для паломников. Сейчас совершаются росписи храмов. И вообще-то это является тайной. Пока у меня нет благословения рассказывать о своей работе.

– А если в общих словах?

– Сейчас на Афоне завершается сооружение нескольких объектов. Это и инфраструктурные объекты типа гостиниц и дорог. Дело в том, что на Афоне многое разрушено. Например, была полностью разрушена Новая Фиваида. До сих пор не расписан монастырь Старый Русик. Требуют починки и ремонта очень многие объекты. Например, келья старца Силуана. Многое уже и сделано. Восстановлена Дмитриевская келья. Идут большие работы по воссозданию Старого Русика, где восстановлен храм Почаевской иконы Божией Матери. В XIX веке на Афоне русских было более пяти тысяч человек, то есть больше половины всего населения Афона. Все греческие монастыри переполнены вкладами русских купцов и меценатов, которые помогали всему Афону. Соответственно, возникало огромное количество келий и скитов, многие из которых сейчас уже не принадлежат русскому монастырю. Обидно, что два главных скита – Ильинский и Андреевский – отошли грекам. В Андреевском скиту, к сожалению, не с должным уважением относятся к русскому культурному наследию. Сбиваются росписи, вынимаются из киотов оригинальные иконы, заменяются стилем, чуждым родному убранству храма.

У русских осталось два крупных скита – Ксилургу, в котором был построен наш первый Успенский храм, и Старый Русик, где огромный храм великомученика Пантелеймона. Пока он не расписан, но есть надежда, что его распишут к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне.

– И вы тоже его расписываете?

– Скажем так: мы принимаем участие в художественных работах.

– Хорошо. Тогда про вашу работу не будем. Поговорим о быте, о людях, о встречах. Где вы там живёте? Каков распорядок дня?

– На Афоне все жилые помещения называются кельями. Сейчас кельи стали с удобствами. А двадцать лет назад в них не было воды, и мыться мы ходили в море. Зимой оно холодное. Вместо электричества были керосиновые лампы. Чтобы правило к причастию вычитать, нужно было раздобыть керосинчику. Ты подкручиваешь эту лампу, она коптит. Монастырь еле выживал, такая была бедность. Но времена изменились, сейчас в России принята государственная программа поддержки Афона.

Где нам приходится работать на Афоне, там и живём. Монашеский уклад очень трудный, сложный. Его вытерпеть, на первый взгляд, просто невозможно. Долгая всенощная, на которой исповедуешься. Потом читаешь правила перед причастием. Затем очень короткий сон. Только лёг – уже будят в три часа ночи колоколом на утреннюю службу, которая продолжается шесть часов. В девять утра обед. Трапезная, где чинно читают жития святых. Трапеза заканчивается общей молитвой, и все идут в храм великомученика Пантелеймона, где выносят его честную главу.

Опять служба, теперь короткая. И только после этого отпускают на работы. Следующий приём пищи только завтра. В продолжительный пост и постные дни едят один раз в день. Только иногда бывает, что и два раза в день.

– А как вы там питаетесь?

– Мы полностью соблюдаем монастырский устав. Такой же запрет на мясо. Рыбу только в тот день, когда разрешено. Но, знаете, несмотря на то, что приходится очень много работать, нам этого хватает. Дело в том, что монашеская еда очень вкусная. Хлеб необыкновенный. Я видел, как там пекут хлеб – с молитвой. Огромные хлеба, я даже не представлял, что такие бывают – метр на метр. Монастырская еда, хотя и простая, очень вкусная. Есть и другой пример. Монах взваливает себе за спину мешок с солёными оливками и идёт в свою келью. Возле его кельи течёт ручей, из которого он пьёт воду, а этими оливками –питается. И больше ничего не вкушает. А есть ещё и те, которые живут прямо на горе – на обрыве, прямо на скале. Там два на полтора метра келья, заканчивающаяся обрывом 200 или 300 метров глубиной. «А как вы обогреваетесь зимой?» – спрашиваю у такого монаха. «Лампадку зажгу, тем и греюсь», – отвечает. А ведь там бывает очень холодно. Кому-то по силам такой подвиг, а кто-то живёт в общежительном монастыре, что тоже очень непросто (имею в виду взаимоотношения между монахами). И там, и здесь нужно отсекать свою волю. И всегда – незримое присутствие начальства, которое благословляет или не благословляет тебя на тот или иной шаг. И ты подчиняешься некоему единому монастырскому ритму. Это очень интересно. Это настолько не похоже на то, что мы видим в миру, в обычной жизни! Хотя, с другой стороны, люди все одинаковые, и у них те же страсти, но всё равно что-то есть особенное.

Сейчас в русском монастыре подвизается порядка 60 человек – монахи, послушники, трудники. Практически у них нет времени, чтобы поспать. Когда же они спят? Сколько спит духовник русского монастыря отец Макарий, сколько спят остальные насельники? Сколько спит игумен Иеремия? Я, кстати, написал его портрет. Когда я вручал ему этот портрет, он коротко сказал: «Имейте любовь между собой». То есть любовь – это самое главное. В этом смысл жизни. Для чего люди едут на Афон? Для чего уходят в монастырь? Для чего вообще всё? Для умножения любви.

22 октября игумену Иеремии исполнилось 100 лет. Все греки удивляются его долгожительству и с благоговением относятся к нашему игумену.

– Как долго приходилось быть в одном помещении со старцем?

– Когда писал портрет, мы с ним общались. При этом он стоял, иногда не один час. Человек, конечно, особенный, очень светлый. Говорил не много. Но находиться рядом с ним – уже радость. Есть люди, которые тебе очень много рассказывают, и – пустота. А игумен Иеремия из тех, кто просто молчит, и одним этим больше даёт.А потом никто не запрещает посещать греческих старцев афонских – папу Яниса или старца Гавриила, к которым люди приезжают за советом. Да и Ватопедский игумен Ефрем даёт очень много духовных и жизненных советов.

– А вы кого-нибудь из них посещали?

– Да. Особенно мне запомнился старец Гавриил. Он живёт в двух шагах от кельи, в которой жил преподобный Паисий Святогорец. Мы пришли, а его нет. Он ушёл кормить кошек. Приходит. Большая очередь. Он увидел русских – принял нас без очереди. Каждому сказал про его сокровенное. Я вышел от него совершенно окрылённый. Спрашивал его одно, а он мне отвечал совершенно про другое. И ты вдруг понимаешь, что это самое главное, что тебе надо. О каких-то семейных взаимоотношениях, о работе. Всё, что на душе. Как он это узнал? И очень доброжелателен к русским, к России.

Возвращаясь к Старому Русику, хочу отметить, что этот скит находится на высоте (по разным данным) 400–500 метров над уровнем моря. И природа там очень напоминает Россию – ёлки, сосны. Подъём на Старый Русик не для слабонервных, требует больших усилий. Я уже не говорю, насколько сложно подняться на саму Афонскую гору. Для взрослого тренированного мужчины это проблема. А пожилые и немощные зачастую преодолевают сей путь без проблем.

Афон благоухает всегда. Даже осенью. Хотя, что может цвести осенью? В Греции такого нет. Такое ощущение, что только что священник прошёлся с кадилом. Сколько раз спрашивали у монахов – отвечают, отмахиваясь: «Да, что-то цветёт». Непонятно. Что тут скажешь? Удел Божией Матери, сад Богородицы, как называют Афон.

Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ

В 2016 году отмечается 1000-летие присутствия русского монашества на Святой горе Афон. Для организации торжеств, посвященных памятной дате, была создана Рабочая группа при Президенте России, которую возглавил полномочный представитель Президента РФ в ЦФО А.Д. Беглов, и Организационный комитет Русской Православной Церкви, который возглавил председатель Отдела внешних связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Оператором торжеств выступил Фонд святителя Василия Великого.

По случаю юбилея по всей стране состоялось множество мероприятий, инициированных Русской Православной Церковью. Фондом святителя Василия Великого было организовано принесение с Афона в пределы РПЦ честных мощей преподобного Силуана Афонского и иконы Господа Иисуса Христа.

Основные юбилейные торжества состоялись с 21 по 24 сентября в Храме Христа Спасителя. Они включали Собрание игуменов и игумений монастырей РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, международную научную конференцию «Русь - Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства», выставку архивных материалов «Русь и Афон», а также праздничный концерт «Пристань спасения».

Также напомним, что в рамках афонских торжеств в мае 2016 года Святую Гору посетили Президент России Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Конференция «Русь - Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства»

Международная научная конференция «Русь - Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» состоялась 21-22 сентября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. В ней участвовали более 400 наместников и настоятелей монастырей Русской Православной Церкви, православных деятелей, историков и филологов. Со своими докладами перед участниками конференции выступили Михаил Бибиков, доктор исторических наук, заведующий кафедрой византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ, Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Сретенской духовной семинарии, Михаил Шкаровский, доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, архимандрит Августин, Ларше Жан-Клод, православный богослов, доктор философии, доктор богословия, игумен Евфимий и др.

Собрание игуменов и игумений РПЦ

Собрание игуменов и игумений РПЦ прошло 21-22 сентября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя при участии более 600 человек - игумений и игуменов монастырей РПЦ, в том числе из Украины, Белоруссии, Молдавии, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также Русской Православной Церкви за границей. «Еще не так давно во всем Советском Союзе действовало лишь 16 монастырей. Сейчас число обителей в Русской Православной Церкви достигло 888. Через уединение и молитву иночествующих, через их реальный духовный подвиг для современных людей, часто никак не связывавших себя с Церковью, вдруг открывается красота духовной жизни христианина. Вот что сегодня должны делать монахи - ненавязчиво, даже не в красоте слова, а образом жизни своей, молитвой своей, любовью к людям, жертвенным служением - актуализировать образ Христа. Христос должен сойти со страниц Евангелия и войти в жизнь современного человека. Наблюдая ваш жизненный опыт, вашу молитву, ваше смирение, ваши труды, те, кто посещает монастыри, чувствуют глубочайшую перемену в своей жизни, - эту же роль, несомненно, играет и Святая Гора Афон для Руси, как, я надеюсь, и для очень многих других стран», - заявил на открытии собрания Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В Собрании игуменов и игумений РПЦ также приняли участие митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь); митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архимандрит Мефодий (Маркович), игумен афонского монастыря Хиландар; иеромонах Кирион (Ольховик), антипросоп Русского Пантелеимонова монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон. Прозвучали доклады, посвященные «Истории святогорских монашеских традиций в Ксилургу, Старом Русике и Свято-Пантелеимоновом монастыре», «Актуальности святогорских традиций в современной монашеской жизни», «Передаче святогорских традиций через монастыри Крыма в XIV веке на Святую Русь», «Созиданию единства братства» и др.

Выставка «Русь и Афон»

С 21 по 24 сентября в Музее Храма Христа Спасителя была организована выставка архивных материалов «Русь и Афон». В ней были представлены уникальные подлинные документальные материалы, старинные рукописи, грамоты, иконы, графики, фотографии и предметы декоративно-прикладного искусства из собраний российских архивов, музеев и частных коллекций, свидетельствующие о многовековой истории отношений России и Афона. Также впервые были выставлены засекреченные ранее архивные документы об отношениях с Афоном в эпоху СССР. «Благодаря этой выставке Храм Христа Спасителя стал уникальным не только духовным, но и культурно-выставочным местом. Уверен, люди, посетившие ее, смогли обрести совершенно новый взгляд на день сегодняшний», - отметил министр культуры России Владимир Мединский, принявший участие в открытии выставки.

Принесение мощей преподобного Силуана Афонского

В рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон честная глава русского подвижникам преподобного Силуана Афонского была принесена в пределы Русской Православной Церкви. Принесение святыни благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Организатором принесения выступает Фонд святителя Василия Великого.

20 августа из Свято-Пантелеимонова монастыря (Афон), в котором хранятся мощи и из которого они до настоящего момента никогда не вывозились, святыня в сопровождении монахов была доставлена в Свято-Духов кафедральный собор в Минске, где она пробыла до 31 августа. Затем начался российский этап принесения, который включает Брянск (31 августа-3 сентября), Орел (3-6 сентября), Елец (6-9 сентября), с. Шовское (8-9 сентября), Тамбов (9-12 сентября), Екатеринбург (12-15 сентября), Санкт-Петербург (15-19 сентября), Москву (19-24 сентября).

В общей сложности святыне смогли поклониться 315 тысяч верующих. Число поклонившихся рассчитывалось по количеству розданных в храмах иконок:

  • Минск - 100 тысяч человек;
  • Брянск - 15 тысяч человек;
  • Орел - 20 тысяч человек;
  • Елец - 15 тысяч человек;
  • село Шовское - 6,5 тысяч человек;
  • Тамбов - 20 тысяч человек;
  • Екатеринбург - 35 тысяч человек;
  • Санкт-Петербург - 37 тысяч человек;
  • Москва - 65 тысяч человек.

Вместе с мощами с Афона впервые была принесена еще одна великая православная реликвия - чудотворная икона Господа Иисуса Христа, перед которой преподобный Силуан был удостоен явления Спасителя.

В состав делегации, которая сопровождала святыню, входили насельник Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря иеромонах Кирион (Ольховик), настоятель подворья Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря в Киеве иеромонах Алексий (Корсак), насельники Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве иеромонах Василий (Ильин) и иеромонах Киприан (Сафронов), а также представители Фонда святителя Василия Великого.

«Святой Силуан - единственный русский святой, прославленный на Афоне. Выбора здесь быть не могло. И он сейчас здесь с нами, это не мистика. Его можно почувствовать», - прокомментировал принесение Сергей Рудов, заместитель генерального директора Фонда святителя Василия Великого

Справка

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938) - подвижник Свято-Пантелеимонова монастыря (Афон). Родился в 1866 году в селе Шовском Лебединского уезда Тамбовской губернии. В 19 лет решил поступить в Киево-Печерскую Лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в саперном батальоне. Осенью 1892 года он приехал в паломничество на Святую Гору Афон, где и остался, поступив в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1896 году был пострижен в мантию. В 1911 году по пострижении в схиму с именем Силуан нес послушание монастырского эконома. За свои молитвенные подвиги был удостоен явления Господа. Скончался 11 (24) сентября 1938 года. После смерти оставил свои записки, опубликованные в 1952 году его духовным сыном архимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их «Новым Добротолюбием». 26 ноября 1987 года решением Священного Синода Константинопольским Патриархатом была совершена канонизация Силуана Афонского. День памяти преподобного Силуана 11 сентября является одним из самых чтимых праздником русского святогорского монастыря на Афоне, который собирает сотни паломников.

Заметки к 1000-летию нашего присутствия на Святой Горе

25 января 2016 года в Москве начинают работу сразу нескольких международных форумов, которые пройдут в рамках празднования 1000-летия русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон.

Напомним, полуостров Афон находится на северо-востоке Греции, длина его около 60 км, ширина – от 7 до 19 км; высота наивысшей в каскаде горы 2033 м. По преданию, в 49 году от Рождества Христова корабль, на котором плыла Дева Мария, попал в бурю, и его прибило к берегу. Богородица восхитилась красотой Афона и попросила у Господа Бога это место себе в удел. «Да будет место сие удел Твой и сад Твой и рай и пристань спасения желающих спастись», – был Ей ответ.

Благодать Божия на Афоне ощущается физически. Об этом говорят очень многие, побывавшие там. Свидетельствует об этом и автор этих заметок.

На Святой Горе - 20 монастырей, их количество неизменно, и множество скитов, келий и калив, приписанных к этим монастырям. Большинство обителей – греческие, но есть болгарский и сербский монастыри, есть румынский скит. В каждом монастыре можно найти монахов, говорящих и понимающих русский язык. Но именно русским на Афоне именуется Свято-Пантелеимонов монастырь, к которому приписано несколько обителей, имеющих более низкий статус, в том числе и древнейший скит Ксилургу.

Переоценить значение Афона для русской цивилизации, для возникновения феномена Руси, которую народ назовёт Святой, попросту невозможно. Примеры не единственные, но яркие: название обители, в которой преподобный Антоний принял на Афоне постриг, будет им воспроизведено в Киеве при благословении строительства Великой церкви – храма Успения Пресвятой Богородицы. Успенские церкви из Киева распространятся по всей Руси. Киево-Печерскую лавру, как и Афон, мы именуем уделом Пресвятой Богородицы.

Показательно название цикла лекций, который будет прочитан греческим профессором в рамках торжеств 1000-летия в одном из духовных учебных заведений России: «От прп. Антония Киево-Печерского к прп. Силуану Афонскому. Русские святые, подвизавшиеся на Святой Горе Афон». Преподобных Антония и Силуана разделяют во времени девять столетий.

Духовная связь между Афоном и Русью в той или иной мере – в переписке, в подвижниках – существовала все века. Особое внимание Афону уделяли русские государи в ХIХ–ХХ веках. Словно предчувствуя грядущие десятилетия русского безбожия, они торопились побольше сделать для удела Пресвятой Богородицы.

Построено и возобновлено было много, и не только в русских обителях. Революция отсекла от Афона поток русских монахов и паломников. Обители с годами оскудевали, приходили в запустение, претерпели пожары, некоторые полностью обезлюдели. Так обезлюдел и был нами утрачен Андреевский скит – крупнейший на Афоне.

Подготовка к торжественному празднованию 1000-летия Русского Афона была инициирована общественностью и поддержана высшим руководством России 10 лет назад, в 2006 году. В России умеют работать системно.

Не лишено любопытства, как была установлена дата – 1000 лет.

Авторитетный историк Церкви Е.Е. Голубинский (†1912), разбирая вопрос, где на Афоне принял постриг будущий основатель русского монашества Антоний Печерский, пишет: «Если будет доказано, что на Афоне, во вторую половину правления Ярослава (Мудрого), существовал Русский монастырь, что весьма возможно, то самое вероятное будет предполагать, что Антоний постригся именно в русском монастыре». В конце XIX века таких доказательств не было. Местом пострижения Антония называли древнейшие греческие обители – Эсфигмен и Великую Лавру, а позже и Ивирон – некогда грузинский монастырь. При расследовании обстоятельств и времени возникновения предания о Эсфигмене быстро выяснилось, что «предание» сочинено в 1840-е годы с целью, – Голубинский прямо указывает, – «чтобы поставить свой монастырь под патронат России, чтобы привлечь в него нашу известную щедродательность». Заметим, цель эсфигменцами была достигнута. При поддержке русских царей в Эсфигмене был построен новый Спасо-Вознесенский собор и несколько малых храмов. Русская щедрость и в этом случае подчёркивает то значение, которое придавали русские государи духовному единству с Афоном. В свой час отпала как версия и Великая Лавра. Ну а Иверскую версию обосновывал епископ Кирион (Садзаглишвили, в последующем католикос-патриарх всея Грузии, священномученик). Он полагал, что «едва ли когда-нибудь будет доказано такое раннее, близкое по времени крещению Руси, основание на Афоне русского монастыря». Однако академик Голубинский оказался прав. В архивах Великой Лавры в 1932 году группой французских исследователей во главе с профессором-византинистом Полем Лемерлем был обнаружен пергамент с Актом, который датируется февралём 1016 года. Под документом стоят подписи 21 настоятеля афонских обителей.

Тринадцатая по счёту – подпись настоятеля русского монастыря. Текст с греческого переводится так: «Герасим – монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись».

Документ фактически доказывает, что русский монастырь существовал на Афоне уже при Владимире Крестителе († 1015), если и не раньше, не при равноапостольной княгине Ольге, которая была крещена в Константинополе патриархом Феофилактом, умершим в 956 году (за три десятка лет до Крещения Руси). Князь Владимир в 988-м и в 989-м годах отправлял свои посольства – соответственно – в Иерусалим и в Константинополь. Полагают, что в составе одного из посольств и был совсем ещё юный будущий преподобный Антоний, который на обратном пути в первый раз попал на Афон.

Древнейший документ, который находится в библиотеке Пантелеимонова монастыря, относится к 1030 году. В этом документе впервые у монастыря Росов появляется имя собственное, обитель именуется: «Богородицы Ксилургу». Ксилургу – «древодел» (плотник). Первые строения на Афоне русские возводили из привычной им древесины, чем и удивляли греков, которые строили из камня. «Богородицы» – обиходное название обители и сокращённое название праздника Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого в Ксилургу освещён и нынешний собор. С ХII века Ксилургу становится скитом Пантелеимонова монастыря.

Примечательно, что в 2006 году, перед тем как в Москве на высоком уровне был создан Попечительский совет Благотворительного фонда поддержки русских святынь на Святой горе Афон, в Ксилургу впервые за многие десятки лет после пожаров и лихолетий был совершен Крестный ход с одной из главных святынь скита, чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Сладкое Лобзание» (Гликофилуса). Крестный ход был совершён, как было заведено когда-то в старину.

Патриарх Кирилл, побывав в июне 2013 года на Афоне, проинспектировав ведущиеся в русских обителях работы и благословив новые, посетил скит Ксилургу. Отвечая на приветствие скитоначальника, Патриарх сказал: «Действительно, это древнейший в мире русский монастырь, отсюда пошёл Русский Афон… Затем уже был Старый Русик, а далее Новый Русик, Свято-Пантелеимонов монастырь. Потому это место имеет особое значение. Сейчас идут большие работы по восстановлению Свято-Пантелеимонова монастыря и Старого Русика, но задача заключается в том, чтобы в ближайшее время восстановить еще и Ксилургу, чтобы 1000-летие присутствия русского монашества на Афоне мы могли встретить в благолепном месте. Восстановление этого монастыря будет свидетельствовать о нашей признательности всем инокам, которые на протяжении тысячи лет поддерживают здесь неугасимо огонь лампады русского монашества».

На Русском Афоне был выполнен грандиозный объём работ по восстановлению и реконструкции храмов, архондариков (гостиниц), зданий корпусов, пристани, иных строений и сооружений; были проложены современные дороги, инженерные сети, выполнено благоустройство…

Одним из чудес, произошедшем на Русском Афоне в новом веке в годы реконструкции, является находка в архивах Свято-Пантелеимонова монастыря оригинального негатива чудотворного Светописанного образа Пресвятой Богородицы – фотографии, зафиксировавшей в 1903 году явление Божией Матери в Русском монастыре. Фотография была хорошо известна на Афоне, и в России, и в Европе. В Свято-Пантелеимоновом монастыре действует храм, посвященный Светописанному образу Божией Матери. Считалось, что негатив не может быть найден после пожаров и запустения ХХ века. Снимок был сделан 21 августа 1903 года (известно имя фотографа – иеромонах Гавриил) во время раздачи милостыни неимущей братии у ворот обители. Впоследствии оказалось, что на фотографии запечатлен образ Божий Матери, принимающей милостыню из рук старца-инока. В 2013 году на заседании Священного синода РПЦ в Киево-Печерской Лавре праздник Светописанного образа Божией Матери (21 августа / 3 сентября) был внесен в месяцеслов Русской православной церкви.

Основные работы были выполнены до введения санкций Евросоюза. Поскольку Греция является членом ЕС, «статусная» часть торжеств на Афоне вполне могла быть сорвана. В апреле 2015 года президент Владимир Путин совершил визит в Грецию. Главной темой, как выглядело со стороны, был диалог об актуальном в ту пору «Турецком потоке», о возможном кредите, а меморандум о проведении в 2016 году Года России в Греции и Года Греции в России был на периферии внимания. Греческий премьер тогда подчеркнул: «Греция – это суверенная страна со своим безоговорочным правом вести многогранную внешнюю политику». Говорил он и о 1000-летнем юбилее Русского Афона как об общем историческом прошлом.

Несколько в унисон вскоре прозвучало высказывание ближайшего сподвижника Константинопольского патриарха Варфоломея – митрополита Милетского Апостола (Вулгарис).

Напомним, монастыри Афона находятся под юрисдикцией Константинопольского патриархата. При этом все иностранные насельники, попадая в афонские обители, автоматически получают греческое гражданство. Митрополит Апостол – представитель Константинопольского патриарха на Святой Горе Афон, имеет неофициальный титул «епископ Святой Горы» и является человеком влиятельным. Ему идея празднования на Афоне 1000-летия русского присутствия не нравилась изначально. В интервью, которое было опубликовано на Святогорском сайте (Αγιορειτικο βημα) 15 июня 2015 года, он говорит: «Афонский Священный Кинот первоначально назначил комиссию и поручил ей встретиться с русской делегацией, обсудить тему, дать возможность исторически обосновать 1000-летие присутствие русских монахов на Афоне. Начало дискуссии показало, что нет отдельного русского, болгарского или сербского монашества, есть единое святогорское монашество. Нет националистического измерения». На самом деле, никто и не отрицает, что святогорское монашество едино. Как духовно едино и мировое Православие. Смешивание государственно-исторического подхода к факту возникновения русского монашества на Афоне и сугубо церковного обнаружило в высказывании сподвижника Варфоломея именно политическую заданность.

Впрочем, митрополит Апостол, завершая свой пассаж, неожиданно заявил: «Церковь хочет, чтобы в 2016 году эти торжества состоялись».

К юбилею активную подготовку вёл и сам Пантелеимонов монастырь. Священноначалие русской обители благословило проведение серии Международных научных конференций «Афон и славянский мир». Конференции, в которых приняли участие десятки учёных из многих стран, прошли в Сербии (Белград, 2013), в Болгарии (София, 2014), на Украине (Киев, 2015). На 25 января 2016 года намечено открытие четвёртой конференции – в Москве.

15 января президенты России и Греции Владимир Путин и Прокопис Павлопулос объявили об открытии перекрестных годов России и Греции. Путин отметил, что в рамках перекрёстного года предусмотрено проведение 37 мероприятий. Глава Греческого государства пригласил Владимира Путина посетить Афины, заметив, что «какие бы ни были разногласия между Россией и Евросоюзом, они должны быть решены в рамках диалога». Планируется, что Патриарх Кирилл, в рамках празднования, посетит Афон весной 2016 года.

В Киеве мероприятия, приуроченные к 1000-летию древнерусского монашества на Афоне, де-факто начались в мае 2015-го, когда в Киево-Печерской лавре открылась III Международная конференция «Афон и славянский мир». В киевском научном форуме приняли участие около 70 ученых из 16 стран, в том числе из старой Европы и США.

Отношения между Афоном и нынешними властителями Украины, что называется, не сложились.

В Киеве никто не опроверг известного православному миру письма афонитов: «Что-то зачастили к нам в последнее время гости из Киева, высокопоставленные и не очень, лица "духовные" и миряне… Просили благословить Порошенко на царство, а также "военную операцию" на Востоке. Эмиссары хунты побывали во всех крупных монастырях Святой Горы, в первую очередь в Ватопеде, Дохиаре, Пантелеимоновом монастыре, Хиландаре, Филотеу, Кутлумуше... Деловые люди цинично предлагали Игуменам весьма крупные деньги за одно маленькое письмо в поддержку. Получая отказ, двигались дальше... Увы, товарищей ждал полный провал, даже в Русском монастыре (!), где больше половины – украинцы…».

Вопрос о праздновании 1000-летия рассматривался Священным синодом Украинской православной церкви в октябре 2015 года. Синод дал своё благословение. Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополит Павел о юбилее выразился с упованием на Бога: «Я думаю, что с Божией милостью празднование будет, хотя и не с такой торжественностью (как в России), но, без сомнения – с молитвенностью... Я думаю, преподобный все устроит так, что празднество 1000-летия древнерусского монашества на Афоне будет способствовать миру, единению и Христовой любви».

Патриарх Кирилл в Рождественском интервью, говоря о 1000-летии русского Афона, в частности, сказал: «Удивительно, но Афон сыграл, играет и будет, видимо, продолжать играть важную роль в христианизации нашего общества. Ведь многие туда едут ради экзотики – просто посмотреть, что за место такое, куда женщин не пускают, где монахи самоуправляются, какое-то государство в государстве… Приезжают – и сердцем чувствуют благодать Божию, которая там пребывает, и навсегда сохраняют связь с Афоном…».

Специально для Столетия

Цель: Знакомство учащихся с русским монашеством на горе Афон, его историей и устройством.

Задачи урока:

Обучающая : узнать о географическом расположении горы Афон, выяснить исторические причины развития монашества на горе Афон, знакомство с основными храмами горы.

Развивающая : осознать, что духовное наследие способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с информацией, иллюстративным материалом, умения монологического выступления.

Воспитывающая : усвоить уважительное отношение к духовному наследию народа, хранящегося в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Выступление учителя: Русский Афон является неразрывной и важной составляющей наследия Святой Горы как вселенской православной сокровищницы. На этой горе расположена монашеская республика.

Афон в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры, как в эпоху Киевской Руси, так и в последующие времена. Особенно важным было становление под воздействием Афона Киево-Печерского монастыря, который около 1000 лет назад стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства по всей Руси.

С тех пор влияние Святой Горы на духовное становление и развитие Руси играло решающую роль на протяжении всей ее тысячелетней истории. Собственно, именно Святая Гора Афон, ее наследие и традиции существенно повлияли на формирование мистико-аскетического облика самобытного русского православия, как и самой Святой Руси. Поэтому приобщиться к далеким и одновременно родным святыням Афона всегда было заветной мечтой для многих поколений русских православных людей

Первое письменное упоминание о русских иноках относится к 1016 году, то есть мы отмечаем особенный юбилей – 1000-летие русского присутствия на Афоне. Трудно переоценить значение афонского монашества для всего мира, в том числе и для России. И сегодня мы с вами за нашим круглым столом разберем следующие вопросы: где находится столь известная гора? Какие были исторические предпосылки для формирования русского монашества на горе Афон? Ценность культурного наследия храмов горы. Первым предоставляем слово за нашим столом ученику-географу.

Выступление ученика-географа

Афонский полуостров является крайней восточной оконечностью полуострова Халкидики. Его протяженность с северо-запада на юго-восток - около 60 км, ширина - от 7 до 19 км, площадь - 335,637 км². Рельеф полуострова постепенно повышается к юго-востоку и переходит в скалистую горную цепь, заканчивающуюся мраморной пирамидой горы Афон (высота - 2033 м).

Это полуостров, длиной около 70 километров, похож на клешню, если взглянуть на карту. Это клешня шириной километров десять и заканчивающаяся собственно горой. Так что мы говорим святая гора, но имеется в виду весь полуостров. Но есть еще и гора высотой 2000 метров. На ней стоит храм в честь Преображения Господня, и это считается общим всеафонским праздником. Раз в год на праздник Преображения идет паломничество наверх, за один день они не успевают, и масса паломников два дня забираются на этот шпиль, как афонцы говорят и празднуют там Преображение Господне. То есть служат там раз в год. Но церковь считается действующей.

Афон имеет сложный статус. Это неотъемлемая часть Греции и составляет особую провинцию - ном, по-гречески, не только со своим собственным укладом, но и со своим собственным законодательством. Есть собственное правительство еще с византийских и с турецких времен - называется оно протат. И это правительство регулирует все внутренние дела, отношения с внешним миром. И Афон поделен между 20 монастырями. Поэтому если говорить политическими терминами, то там нечто вроде феодализма. Каждый монастырь он по сути дела феодал - владеет своим одним участком земли, распряжается, совершает всевозможные сделки, которые, впрочем, потом визирует этот протат

Выступление ученика-историка

Это гора, святая гора, это святое место окружено всевозможными легендами.

Когда появились монахи там - достоверно не известно. Но отсчитывают от условной даты конец 10 века. Афон праздновал свое 1000-летие в 1966 году, и вот в этот момент казалось, что Афон умирает. Там остались лишь глубокие старики, русское монашество почти вымерло, грузинские монахи тоже ушли с Афона. Это был пик афонского кризиса. Но потом постепенно, за последние 10, 15, 20 лет Афон все-таки стал возрождаться. Люди религиозные говорят, что это Божий промысел, точнее, воля Божьей матери. Есть немало преданий, связанных с Богородицей, о том, что она там бывала и что она предрекла, что там будет, светским языком говоря, монашеская республика. Поэтому один из эпитетов святой горы это - удел Божьей матери или сад Богородицы. Другое мнение, более практическое, что это место достаточно уединенное, гористое, и поэтому монахам во времена Византии было там спокойнее, удобнее спасаться от мира, укрываться от страстей, политических и других невзгод.

В 885 году император Василий I издал указ с официальным признанием того факта, что Афон принадлежит исключительно монахам. Пастухам и другим мирянам, которые раньше находились здесь беспрепятственно закрыли доступ на территорию полуострова. В конце 10 века император Алексей Комнин I распространил запрет на посещение Афона всем женщинам. В 1046 году император Константин IX Мономах официально закрепил за полуостровом название Святая Гора Афон, каковым оно остается до сих пор.

Выступление ученика-знатока монашества

История русского монашества на Афоне - это история русского монашества в целом. Потому что Россия всегда себя считала духовно связанной с Афоном, и самый первый русский монах - преподобный Антоний Киево-Печерский - он выходец с Афона, из Эсфигменского монастыря. Его очень чтят на Афоне, это сейчас греческий монастырь, там паломникам показывают пещеру, где 1000 лет тому назад подвизался Антоний, впоследствии основатель Киево-Печерского монастыря. Затем такие великие фигуры, которых мы считаем принадлежащими русской духовной культуре, как преподобный Максим Грек. Он тоже афонский монах. Многие святители, епископы - выходцы с Афона. И если уж мы будем говорить кратко и перейдем сразу к 20 веку, то один из самых великих святых 20 века, который необыкновенно чтим сейчас даже преимущественно в западной Европе, - это преподобный Селуан афонский, живший на Афоне в 30-х годах, духовные писания которого оказали глубокое впечатление на европейцев. Его ученики основали несколько монастырей в Европе, в том числе знаменитый монастырь в Эссексе. Что касается монастырей, то их было необыкновенное число, русских обителей. Монастырями именуется лишь 20 монастырей официально. Другие обители могут быть огромными, как Киево-Печерская Лавра. Но если они не получили этот статус, то они имеют другие названия. Русский монастырь самый известный - Пантелеймонов монастырь. Монастырь этот, по афонским меркам, достаточно молодой, и русские заселили его с начала 18 века. Там жили сначала греки и русские, затем русское братство возобладало и, начиная с конца 19 века, он стал по составу исключительно русским.

Русские на Афоне В настоящее время численность братии составляет около 50 человек. Русской Православной Церкви, ценой многолетних настойчивых усилий удалось предотвратить физическое вымирание Русского Афона. За последние годы наблюдается ряд позитивных изменений в жизни Русского монастыря. Восстановлены порядок и дисциплина, на средства жертвователей отремонтировано несколько монастырских корпусов, а также все монастырские храмы.

Выступление ученика-архитектора. Ученик демонстрирует фотографии основных монастырей Афона

Монастыри Афона - настоящие музеи византийских времен. Это величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах, с толстыми неприступными стенами. На Афоне находятся 20 монастырей. Древнейший из них, Лавра, был основан в 963 году, а позднейший, Ставроникита, - в 1542 году. Первый русский монастырь на Святой горе основан во времена князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу, а первое письменное упоминание о нем датируется февралем 1016 года. В монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: пояс Пресвятой Богородицы, частицы Честнаго Древа Креста Господня, нетленные мощи святых, в том числе голова святого мученика Пантелеймона в русском монастыре. Главная же афонская святыня - Дары Волхвов, находящиеся в монастыре Святого Павла. Их тайно перенесли сюда из Константинополя после падения византийской столицы в 1453 году.

Итоги круглого стола

Учитель Святая Гора Афон Для православных всего мира - одно из главных святых мест, почитается как земной Удел Богородицы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2016 году исполняется 1000 лет от первого письменного упоминания о существовании и деятельности на Святой Горе Афон древнерусского монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи между Русью и центром православного монашества и духовности на Афоне. Несмотря на все трудности, которые сегодня переживает наше Отечество, этот юбилей имеет очень важное значение. Ведь подлинное возрождение общества возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоистокам, где русское святогорское монашество всегда занимало одно из важнейих мест.

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

– Отец Алексий, в праздник Крещения Господня Вы вместе с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом побывали в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Пожалуйста, расскажите немного об этой поездке.

– В 2016 году исполняется тысяча лет русскому монашеству на Афоне, и по всему видно, что настало время «собирать камни». Обитель преображается на глазах. Духовная жизнь не стоит на месте, в монастырь приходят молодые монахи, и это очень важно.

Был период, когда из Свято-Пантелеимонова монастыря ушли старые братья, а пополнения из России не было. Сейчас в монастыре подвизается около 80 человек – русские, украинцы, молдаване. Конечно, и этого недостаточно, – много послушаний, много трудов, много молитвы, но чувствуется, что есть пополнение, есть дух молитвы, духовный оптимизм.

Вместе с братией и паломниками мы молились за продолжительными афонскими богослужениями, ходили крестным ходом к морю, приняли участие в чине освящения воды, который совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Все было очень торжественно.

В Крещенский сочельник богослужение старшей братии в соборе обители возглавил игумен Иеремия (Алехин). Отцу Иеримии 99 лет, что не мешает ему бывать на всех службах, молиться, принимать участие в братской трапезе. В сам праздник Крещения богослужение возглавил архиепископ Феогност. Накануне, с пятницы на субботу, владыка поднимался на вершину горы, где тоже служил Литургию.

Надо сказать, что не только мирянам, но и монашествующим священникам довольно непросто участвовать в долгих афонских службах, особенно тем, кто нечасто бывает на Святой Горе. Но духовный подъем, который переживает человек после посещения этой святыни, настраивает на подвиг, и это ощущают все, кто посещает Русский Афон.

– Что есть Афон для русского монашества?

– Афон для нас – это прежде всего духовный ориентир, образец подвижничества и молитвы. Это пример доброго отречения от мира, отречения, в котором много внимания уделяется духовному созиданию. Нет сомнений, что развитое хозяйство необходимо любой обители, и без этого не обойтись, но самое главное – служение Богу и ближнему. Афон в большой мере служит паломникам. Люди со всех концов земного шара приезжают сюда, чтобы помолиться, напитаться духом монашеской республики, и афониты с любовью принимают всех.

– На Святую Гору монахи отправляются в поисках уединения, молитвы, но и здесь мир не оставляет их: приходится принимать паломников, о которых надо заботиться...

– Мы обогащаемся от святыни. Я давно не был на Святой Горе. Старшая братия, которая в свое время уехала на Афон из Лавры, очень радушно встретила нас, мы не почувствовали, что обременяем кого-то своим присутствием. Но ведь есть естественные ограничения: монастырь не может принять, например, 1000 человек в день. Для братии не так просто предоставить ночлег и питание всем желающим. Однако у монастыря есть планы по развитию паломничества, но забота о приезжающих не должна расстраивать монашескую жизнь. Как говорил отец Кирилл (Павлов): «Каждый должен делать свое дело».

– Чувствуется ли, что духовная жизнь здесь на первом месте?

– Конечно, духовная жизнь здесь главное. Нет постороннего народа, нет суеты, все подчинено «единому на потребу». Молитвословия, которые совершаются в течение суток, это не звук строек, не шум работ... Если идет строительство, то оно необходимо для братии, молитвы и паломников. Впрочем, радуют и реставрация, и ремонт – ведь это созидание чего-то нового.

Есть духовничество, есть старчество на Афоне. Монастырь стремится хранить старые устои. У отца Иеремии и отца Макария окормляется вся братия, они известны как опытные духовники многим людям в мире, к ним часто обращаются за советом.

В свое время Афон славился просветительской и издательской деятельностью. Эти направления, хорошо было бы и дальше развивать.

– Афон называют монашеской республикой. Мирно ли в этой республике сосуществуют люди разных национальностей?

– Афон действительно многонационален, например, в греческом монастыре мы встретили брата родом из Польши. Да, монахи мирно общаются друг с другом, все пребывают в согласии.

– Могут ли монахи из русских монастырей приезжать на Афон?

– Да, Господь так устраивает, что такая возможность есть, и она расширяется. Конечно, братии приходится больше напрягаться, но Господь и укрепляет, и помогает. В Русский монастырь приходят молиться не только русские, но и украинцы, и молдаване, и румыны. Так что это большое благо для всех православных.

Беседовала Екатерина Орлова

Справка


Свято-Пантелеимонов монастырь
– один из 20 монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как о действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и был заново отстроен. Расцвет обители приходится на конец XIX – начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего 7 престарелых монахов. В настоящий момент вместе с послушниками – около 80 человек. Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов).

Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.

К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Руссик, Новая Фиваида и Кромница.

Среди святынь обители – часть Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, блаженного старца Силуана, частицы мощей Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки.

В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 томов печатных книг.

В 2011 году тогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев предложил создать попечительский совет Свято-Пантелеимонова монастыря и основать международный фонд по поддержке обители. В состав попечительского совета вошли представители российской власти и Церкви.

Новое на сайте

>

Самое популярное