Домой Что означают сны Диалектическое отрицание. Закон отрицания отрицания. Диалектическое отрицание Энгельс об отрицании

Диалектическое отрицание. Закон отрицания отрицания. Диалектическое отрицание Энгельс об отрицании

Законы диалектики функционируют не изолированно, а в единстве друг с другом. Реализуясь в борьбе противоположностей и переходе количественных изменений в различия качественные, развитие тем самым содержит в себе как свой существенный и необходимый момент отрицание старого и возникновение нового. Ведущая тенденция в осуществляющихся качественных преобразованиях и связь между различными ступенями развития определяется законом отрицания отрицания.

Исходным в анализе его содержания является, конечно, категория отрицания. С проблемой отрицания философская мысль сталкивается, собственно говоря,при самом ее зарождении. Это обнаруживается в интересе древних ученых к вопросу о соотношении бытия и небытия, существования и уничтожения. Уже в древне-индийской философии, например, такие вопросы обсуждались весьма оживленно. По учению материалистов-вайшешиков, с бытием соотносятся различные виды небытия или отрицания: предшествующее небытие, небытие вещи в результате ее разрушения, несуществование одной вещи как другой и т.д.

С различных философских позиций трактовалась проблема бытия и небытия античными мыслителями (Гераклитом, Демокритом, Платоном, Аристотелем и др.). И в более поздние времена вопрос о сущности отрицания и его роли в бытии и изменении вещей ставился многими философами (Б. Спинозой, И. Кантом, Гегелем и др.). С тем или иным толкованием отрицания связывалось в конечном счете представление о характере происходящих в Действительности изменений, о развитии мира. Очень точно диалектическое измерение отрицания выразил Н.Г. Чернышевский: "Только сила отрицания от всего прошедшего есть сила, создающая нечто новое и лучшее" (62. Т.1. С.413).

Далеко не все философы были согласны с подобной трактовкой отрицания. Многие из них отождествляли его с простого разрушения вещей. Отсюда делались выводы в природе и обществе нет, по существу, никакого развития к новому. Весьма распространенным в древности был взгляд, что "золотой век" человека - в прошлом, а последующая история - это постоянное движение общества по нисходящей линии, по пути регресса. Так, древнегреческий поэт Гесиод учил: век человеческого счастья, золотой век, остался позади. Зло в жизни неотвратимо, его "избегнуть никак невозможно".

Наряду с подобными сугубо пессимистическими представлениями о движении общества вспять существовали в прошлом концепции вечного круговорота явлений в мире. Таково учение древнеиндийского идеализма о перевоплощении душ, об обреченности человека на вечное пребывание в круговороте эмпирического существования и постоянное возрождение в нем в соответствии с характером деяний в предыдущих рождениях. В Новое время идею исторического движения как вечного круговорота выдвинул итальянский ученый Дж. Вико. В его представлении общество совершает будто бы непрерывно повторяющиеся круговороты: период детства, когда господствует религиозное мировоззрение и деспотия; затем наступает период юности с господством аристократии и рыцарства; период зрелости, когда процветают наука и демократия и когда общество вместе с тем идет вспять, к упадку. Период упадка сменяется вновь периодом детства, последний - периодом юности и т.д.

Трактовка действительности в концепциях регресса: и круговорота носит односторонний характер. В них игнорируется сложность процесса отрицания и многообразие его форм. Не менее ошибочно, однако, принижать "силу отрицания", не видеть его функции разрушения старого. Подобные метафизические установки свойственны различным теориям прямолинейного прогресса. По учению французского социолога М. Кондорсе, история - путь прямого подъема на основе безграничного совершенствования знания и способностей людей. Буржуазный строй здесь провозглашался как вершина "разумности" "естественности". К тому же капитализму приписывалась способность к безграничному прогрессу.

В современной философии и социологии обнаруживаются различные трактовки развития. Многие их представители придерживаются, по сути дела, концепция прямолинейного прогресса. Она образует философскую базу учений о "постиндустриальном", "технотронном", "компьютерном", "информационном" и т.п. обществе. В них исключается проблема социального отрицания, поскольку все обусловленные современным научно-техническим прогрессом изменения происходят, по утверждению западных теоретиков, в рамках существующих капиталистических отношений.

Вместе с тем ныне в общественном сознании пропагандируются и иные идеи: о крахе цивилизации, кризисе культуры, о наступлении времени нигилизма, о прекращении всякого прогресса. Усиливают подобные настроения социального пессимизма (пророками которого выступали, в частности, немецкие мыслители Ф. Ницше и О. Шпенглер) зловещая тень возможной ядерной катастрофы, нарастание экологических и других глобальных проблем. В социальном мышлении все больше преобладает соотнесение слова "отрицание" с разрушением

(общественного порядка, морали, религии, семьи и т.д.). Отрицание - это терроризм, аморализм, авангардизм, насилие и пр. Идеологи кризисного сознания возводят отрицание в определяющую черту современного человека. К известным определениям человека как "разумного", умелого", "надеющегося", "прекрасного" ныне добавлено: гомо неганс - человек отрицающий. Отрицание часто к тому же трактуется исключительно в духе упомянутой ранее "негативной диалектики" с ее "великим Отказом",безграничным разрушением.

Между тем и огульное отрицание, и фактический отказ от него в концепциях круговорота и прямолинейного прогресса - равно метафизически-односторонни. Ими абсолютизируется какая-то грань, черта, момент сложнейшего действительного процесса развития. Развитие надо понимать во всей его противоречивости. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, - писал В. И. Ленин, раскрывая одну из существенных черт диалектико-материалистического мировоззрения, - по повторяющее их иначе, на более высокой базе отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии. .."(25. Т.26. С. 55). Ключ к пониманию данной закономерности развития содержится в правильном истолковании существа категории отрицания.

Что же фиксируется ею? Для многих философов отрицание - чисто логическая процедура. В материалистической диалектике оно - один из важнейших ее элементов. В самом деле, в ходе развертывания противоречий объективной действительности имеет место их разрешение, происходит качественное изменение явлений, а значит, уничтожение одних и возникновение других материальных структур. Материя не уничтожима, но преходяще любое ее состояние. Тем самым все существующее содев жит в себе и бытие, и небытие; есть единство бытия и небытия. Небытие - всегда небытие нечто, небытие чего-то конкретного. Другими словами, небытие данной вещи суть ее "инобытие", а не пустое ничто. В философии категория отрицания означает действие, в результате которого осуществляется процесс превращения вещи в нечто существенное иное вследствие свойственных ей внутренних и (или) внешних противоречий. Здесь наблюдается взаимопереход бытия и небытия. Роль отрицания в диалектике состоит в том, что оно завершает изменение в пределах старого качества и означает становление новой вещи. Без отрицания (и предполагаемого им скачка) материя вечно пребывала бы в одних и тех же формах, без отрицания не было бы развития, не было бы перехода от низшего к высшему. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования.

Поскольку противоречия имеют объективный и всеобщий характер, постольку отрицание следует рассматривать необходимым и универсальным моментом развития. В неорганической природе, например, отрицание обнаруживается в космогонической активности ядер галактик; взрывах, распаде и образовании звезд и звездных ассоциаций; во взаимопревращениях и аннигиляции элементарных частиц; в разрушении горных пород под воздействием различного рода внешних факторов (воды, ветра, температуры и т.д.); в разложении и соединении молекул при химических реакциях и т.д. Отрицание является необходимым моментом и в сфере живой природы. В процессе эволюции исчезали многие органические формы, уступая место новым, более приспособленным к изменившимся условиям жизни. И в развитии отдельных организмов жизнь невозможна без своей противоположности, без своего отрицания - смерти.

Отрицание осуществляется на основе развертывающихся противоречий. Поэтому оно суть самоотрицание веши, особая стадия ее собственного развития. Последовательная смена поколений ЭВМ составляет содержание прогресса компьютерной техники. Часто спрашивают: "А если вещь просто уничтожить - зерно размолоть, насекомое раздавить и т.п., то здесь нет "самоотрицания" и, получается, нет никакой диалектики?" Однако так называв - мое "внешнее" отрицание, процесс "размалывания" или "растаптывания", если его брать не как отдельный изолированный акт, а в системе объективных взаимосвязей вещей, не находится за пределами диалектики. Так, гибель живого организма означает прекращение его индивидуального развития, но отдельные особи существуют только; как элементы видовой или родовой целостности. Сложные внутривидовые и межвидовые связи приводят к тому, что отношения разных жизненных форм, особенно пищи и ее потребителей, сопровождаются развитием взаимных приспособлений. В этих случаях, даже при сохранении агрессивности отношений, враг-истребитель может становиться необходимым условием существования преследуемого вида. Существование степных дерновинных злаков
невозможно без подстригания их животными, по преимуществу копытными. С жизнью грызунов связано существование многих видов степного и лугового разнотравья. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях хищников и их жертв. Хищники выполняют так называемую санитарную роль, выборочно истребляя слабых и больных особей, что способствует оздоровлению вида жертвы и уменьшает опасность распространения губительных инфекций. Во всех случаях результатом борьбы за существование, как отмечал академик И.И. Шмальгаузен, явится избирательный характер смертности, т.е. преобладающая гибель особей, менее защищенных, менее вооруженных в этой борьбе, а тем самым переживание и оставление потомства более "приспособленными" особями Данного вида организмов.

Значит, "самоотрицание" и "внешнее отрицание" различаются вовсе не тем, что одно из них является диалектическим, а второе - "недиалектическим". Просто надо признать, что в объективном мире и в живой природе, в частности, проявления отрицания разнообразны. Их можно свести к трем видам.

Те отрицания, о которых только что шла речь, логично называть деструкцией. При деструкции происходят явления, которые в языке обыденной речи фиксируется терминами: разрушение, распад, гибель, исчезновение, отмирание и т.п. Конкретно деструктивное отрицание может выражаться в смене более высокого типа целостности низшим, в ликвидации всякой целостности, в разрушении структуры системных объектов, в их дезинтеграции. Деструкция биосистем, например, характеризуется такими чертами, как разрыв связей внутри структуры, обособление и дифференциация действий ее компонентов, рассеивание энергии и вещества, ограничение возможностей накопления и реализации информации и др.

Наряду с деструкцией в объективной диалектике природы и общества существенное значение имеют процессы так называемого снятия. Снятие - особый вид отрицания. Это такое действие, когда при упразднении вещи в целом сохраняются отдельные ее элементы и звенья структуры. Старое состояние преодолевается, таким образом, с "удержанием положительного". Отрицание здесь непосредственно выступает как момент связи и развития от низшего к высшему. Возникшая в результате такого "удержания положительного" из отрицаемого новая форма (система, явление и т.д.) необходимо предстает как более высокая и богатая ступень поступательного движения. Так, последовательно обнаруживается снятие в соотношении социальной, биологической, химической и физической форм движения материи. На уровне же отдельных сфер объективной действительности снятие, например, предстает как сохранение ранее образовавшихся электронных слоев при дальнейшем усложнении внутриатомной структуры в ряду химических элементов Развитие общества обеспечивается выступающей в виде снятия преемственностью поколений людей, производительных сил, социальным наследованием.

Третьим видом отрицания можно считать такие качественные изменения, при которых имеет место переход от одной стадии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Из зерна овса всегда вырастает овес, а не ячмень. Но в пределах одной и той же "основы" (генотип овса) вычленяются отрицающие друг друга ступени развития растительного организма: зерно, прорастание, колошение. Такое отрицание называется трансформацией. Ребенок, подросток, юноша, молодой человек, зрелый и пожилой возраст, старость - таковы ступени трансформации человека как личности. Каждая последующая из этих стадий индивидуальной жизни есть отрицание предыдущей.

Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) - это одна из основ материалистической диалектики. Таким образом в этой философской школе демонстрируется и объясняется процесс развития. Считается, что прогрессивные изменения в природе и обществе происходят в связи с тем, что некий объект попадает из одного состояния в другое, а из того - в третье. И каждый последующий его статус отрицает предыдущий. Но при этом третье состояние объекта подобно первичному, только проходит эту стадию на более высокой ступени. Получается, что занон «отрицание отрицания» позволяет соблюдать и преемственность, и новаторство. Но сформулированная немецкой классической философией, а затем основателями диалектического материализма, эта концепция уже в начале двадцатого века подверглась массовой критике.

Почему он так называется?

Итак, всякое развитие - это движение. Но почему такой тип видоизменения предмета или явления в философии диалектического материализма получил название «отрицание отрицания»? Дело в том, что под этой категорией имеется в виду состояние, приобретаемое объектом во время развития. Как правило, любой предмет изменяется до такой степени, что со временем становится как бы противоположностью себя самого. Это качество и получило название «отрицание». Диалектическая философия считает такую стадию неизбежной. Но если это отрицание заканчивается смертью (исчезновением, уничтожением) предмета или феномена, то такой процесс сложно назвать развитием. А вот когда объект продолжает видоизменяться дальше, то происходит диалектическое отрицание отрицания.

Спиралевидность движения

Материалистическая философия полагает, что развитие происходит благодаря уничтожению определенной части свойств предмета или явления. Согласно теории прогресса, это те качества, которые перестают быть полезными или даже тормозят дальнейшее изменение к лучшему. Закон «отрицание отрицания» в философии говорит нам о том, что свойства, определяющие существование этого предмета в данное время, или формирующие его новые возможности, при этом сохраняются. Что же происходит потом? Двойное отрицание, на первый взгляд, возвращает объект назад. Всякая третья фаза этого процесса формально походит на первую. Но развитие и прогресс приводят к тому, что это возвращение на самом деле представляет собой виток движения на более высокой стадии. Поэтому часто говорится, что отрицание отрицания - это видоизменение по спирали.

Смысл развития

Какую роль в философии диалектического материализма играет данный закон? Прежде всего, он демонстрирует связь между прошлым и будущим. В процессе развития различные состояния предмета или феномена борются друг с другом, а также взаимно перетекают друг в друга. Всякое качество рождается, исполняет свою роль, «стареет» и исчезает, уступая место другим. Закон отрицания отрицания определяет тенденции развития, описывая разрушение прошлых, утративших полезность, свойств и приобретение новых, необходимых для дальнейшего существования, но противоположных первым. Так из простого появляется сложное. Однако саму эту формулу сложно постичь сразу, поскольку развитие по спирали - процесс очень длительный. Как закон он виден только в более или менее завершенном варианте, когда уже есть определенные конечные результаты. На различных же стадиях этого поступательного движения он может быть выделен только в качестве тенденции.

Традиции и преемственность

Кроме того, диалектический материализм в формулировке этого закона определяет такие категории, как старое и новое. Отмирает по необходимости все, что тормозит процесс развития, ведет его в тупик или к застою. При этом уничтожается исходное состояние всей прошлой системы. Рождается же то, что дает возможность жить и функционировать дальше, приспосабливаться к новым обстоятельства, изменять и обогащать потенциал. Отрицание отрицания приводит к разрешению противоречий, которое называется «снятием». В этом процессе старое заменяется новым.

Отрицание и противоречия

Диалектическая философия предполагает, что в самом предмете, феномене или познающем субъекте заложена внутренняя противоположность. В процессе деятельности она выявляется и начинает отрицать сама себя. Любая форма, результат и направление развития демонстрируют нам этот процесс, который уже выше сравнивался с образом спирали. Причем считается, что в таком движении закон отрицания отрицания определяет не только тип, но и время изменения. «Спиралевидность» напрямую связана и с ускорением развития, периоды которого протекают все быстрее с каждым новым этапом. То есть в диалектическом понятии «отрицание» есть и положительный смысл. Он хранит в себе некий момент связи между разными этапами процесса.

Классическая диалектика

Впервые закон «отрицание отрицания» в философии сформулировал Гегель. Он доказывал его примерами из истории мышления. Развитие любого понятия происходит как движение от абстрактного к конкретному. В этом процессе разрешается внутреннее противоречие понятия. Оно переходит на этап своего инобытия, превращаясь в нечто другое, чем было раньше. Затем оно «возвращается к себе», но уже в форме конкретного понятия, где содержится и его прежняя, абстрактная суть, и новое, приобретенное в процессе самоотчуждения. В «Науке логики» Гегель даже охарактеризовал закон отрицания отрицания как всеобщую форму единства противоречий (перехода их друг в друга) и борьбы между ними (раздвоения целого).

Можно сказать, что это особая форма другой диалектической концепции. Это разновидность закона о единстве и борьбе противоположностей. Но философ ограничивал действие диалектики только областью понятий и их формирования. Ведь для него бытие и мышление были единым целым, при этом первое являлось производным от второго. Соответственно, и триада отрицаний являлась стадиями развития мирового разума.

Энгельс об отрицании

Материалистическая же диалектика распространила этот гегелевский закон не только на развитие духа и мышления, но на природу и общество. Ее создатели даже утверждали, что перевернули философию немецкого классика с головы на ноги. Фридрих Энгельс очень высоко ставил закон отрицания отрицания в философии. Кратко можно сказать, что он характеризовал его как сочетание поступательности, повторяемости и спиралевидности. Энгельс называл его третьим законом диалектики. Прежде всего, он выявляется в человеческом познании. Развитие последнего происходит в процессе замены одних теорий другими, рождения новых концепций, которые больше подходят к изменившемуся миру и нашему восприятию универсума. Но всякое учение, отрицающее прошлое, не только критикует его, но частично включает в себя какую-то сумму его знаний.

Закон «отрицание отрицания»: примеры

Энгельс доказывал эту диалектическую теорию разными аргументами. В том числе он иллюстрировал ее примерами из логики и математики. Всякое утверждение проходит следующие стадии развития:

  • Нечто является правдой.
  • Это неверно.
  • Прежнее утверждение ложно.

Получается, что в этой логической цепочке происходит возврат к первому предложению. Еще Энгельс, доказывая закон «отрицание отрицания», примеры приводил из области математики. Он говорил, что противоположностью положительного числа является цифра с «минусом». Но что будет, если мы подвергнем и ее отрицанию? Умножив ее на такое же число с «минусом», мы получим ту же величину в положительном виде, но в квадрате (то есть на более высокой стадии).

Проявляется ли этот закон в иных сферах?

Поскольку материалистическая диалектика основана на том, что ее принципы действуют как в познании и мышлении, так и в бытии (в том числе и общественном), то это положение распространяется и на закон «отрицание отрицания». Примеры из жизни разделяющие ее философы приводили из разных областей наук. Например, из биологии. Отмирание и возникновение кровяных клеток, которое происходит каждый день в нашем организме, представляет собой отрицание и возрождение предыдущих форм. Смена вкусовых и стилевых предпочтений в музыке, искусстве и культуре часто происходит по спирали, с возвращением к старому, но уже на новом уровне. Поэтому так часто моден стиль ретро. Дети являются отрицанием родителей, и в то же время продолжением их. К тому же диалектический материализм предполагает формационный подход к развитию общества. Он доказывает, что исторический процесс тоже является спиралевидным и поступательным. Смена формаций - это одновременно и отрицание предыдущей, и преемственность. «Снятие» же противоречий может произойти путем эволюции или же насильственной смены строя.

Опровержение и замечания

Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) в двадцатом веке сделалась объектом критики со стороны различных философов. Главным оппонентом этой концепции был Карл Поппер. Он являлся противником диалектического метода даже в логике и мышлении, не говоря уже о естественных науках или общественных тенденциях. Прежде всего он говорит о том, что понятийный аппарат диалектического материализма построен таким образом, что нивелирует любую критику и политизирует ее. Сторонники закона отрицания отрицания трактуют его применение слишком произвольно, и проверить это невозможно. Идеи эти невозможно развивать, а это приводит к застою и стагнации любой философской мысли.

Почему этот закон не является научным - критика диалектики

Поппер говорит о том, что марксизм как метод был хорош для девятнадцатого века в качестве одной из позитивистских теорий. Но когда его сторонники превратили диалектический материализм в догматику, то он перестал быть наукой в строгом понимании этого слова. Другие критики считали, что эта теория сама конструирует собственные доказательства, а не берет их из опыта или законов мышления. Кроме того, если закон трех отрицаний имел смысл у Гегеля, поскольку в его концепции он обуславливал развитие духа (грубо говоря, эволюцию Бога), и поэтому в самом этом процессе было целеполагание, то у материалистов и атеистов неизбежность прогресса является очень странной. Получается, что «конец истории» с приходом «рая на земле» обусловлен заранее и является неизбежным. Но причины этого совершенно неясны.

диалектика материализм философия

Особенности диалектического отрицания. Раскрыв внутренние противоречия, свойственные вещам, познающий субъект прослеживает их развитие и выявляет, что оно осуществляется через отрицание одних качественных состояний другими, удержание всего положительного из отрицаемых, состояний и повторение пройденного на новой, более высокой основе.

Отрицание, связанное с развитием, называется диалектическим. Оно представляет собой объективный процесс уничтожения одного качественного состояния и формирования другого, нового, обусловливается борьбой внутренних противоположных сил и тенденций. Важнейшей чертой диалектического отрицания является также то, что оно представляет собой связующее звено между низшим и высшим. Эту функцию оно выполняет благодаря тому, что является не просто уничтожением, разрушением той или иной качественной определенности, но и созиданием нового.

Например, в процессе отрицания одних живых организмов другими, более совершенными сохраняется и развивается дальше все положительное, достигнутое в их предшествующем историческом развитии. Еще один пример. В ходе отрицания одной общественно-экономической формации другой созданные предшествующими поколениями производительные силы не уничтожаются. Наоборот, будучи основой возникновения нового экономического строя общества, они в рамках новой формации получают широкий простор для своего дальнейшего развития. Примером диалектического отрицания может служить и процесс перестройки, обновления всех сфер жизни общества, который осуществляется советским народом в настоящее время. В ходе его ставится задача решительного устранения всего, что образует механизм торможения, инерции, консерватизма, и в то же время бережного сохранения и дальнейшего развития того, что соответствует требованиям обновления социализма.

Итак, особенностью диалектического отрицания является то, что оно представляет собой всеобщую форму связи низшего с высшим, осуществляющейся путем сохранения и дальнейшего развития в возникающем новом материальном образовании положительного содержания отрицаемого.

Возникшее в процессе диалектического отрицания соотносится с отрицаемым состоянием или образованием не случайным, а необходимым образом, оно имеет в нем основание своего возникновения, является его другим. Более того, оно содержит отрицаемое в снятом виде в себе, в своей природе.

Диалектическое отрицание представляет собой не внешнее вмешательство в естественный процесс, а форму его внутреннего развертывания.

Оно есть результат взаимодействия внутренних противоречивых тенденций, по природе свойственных объекту. В результате осуществляется не только перерыв в существовании того или иного качества (образования), но отрицаемое качество (образование) связывается с другим, возникающим, благодаря чему имеет место не простое уничтожение чего-то, но развитие -- отрицание с удержанием положительного.

Здесь уместно привести слова В. И. Ленина, раскрывающие специфическую сущность диалектического отрицания: «Не голое отрицание, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике,-- которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент,-- нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного, т. е. без всяких колебаний, без всякой эклектики» ".

Против объективности диалектического отрицания и закона отрицания выступали, например, такие западные философы, как М. Бунге и П. Раймон. Они объявляли эти положения неясными, путанными. Отрицание, по их мнению, оперирует с утверждениями и их отрицаниями, а не с борьбой онтологических (объективных) противоположностей. Понятие «диалектическое отрицание» туманно; диалектический тезис, провозглашающий «спиральный» характер всякого развития, будь то в природе, обществе или мышлении, неясен из-за неопределенности выражения «диалектическое отрицание».

В марксистской литературе выражение «вещь отрицает себя» означает, что отрицание объекта происходит на основе его внутренних законов, в результате развития присущих ему внутренних противоречивых тенденций, а не вследствие воздействия каких-либо внешних сил. Отрицание -- объективный процесс, действительное изменение, качественное преобразование одной вещи в другую, а не результат некоего решения субъекта. Ф. Энгельс подчеркивает: «Истинное -- естественное, историческое и диалектическое -- отрицание как раз и есть... движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причем (в истории отчасти, в мышлении вполне) на основе приобретенного опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени.-- Бесплодным же отрицанием является отрицание чисто субъективное, индивидуальное, представляющее собой не стадию развития самого предмета привнесенное извне мнение» ".Ив другом месте: отрицание отрицания -- «весьма общий и именно потому весьма широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления...» 2. Аналогичные по смыслу высказывания имеются и в работах В. И. Ленина.

В процессе изучения законов диалектики, как правило, возникает затруднение в уяснении различия между скачком, диалектическим отрицанием и процессом разрешения противоречия. И это не случайно, ибо понятия «диалектическое отрицание», «скачок» и «разрешение противоречия» касаются одного и того же процесса -- именно процесса превращения одного материального образования в другое материальное образование. Но они отражают в нем различные стороны. Понятие разрешения противоречия отражает то, что превращение одной вещи в другую происходит в результате борьбы противоположностей, перехода их друг в друга и ликвидации данного противоречивого единства. Понятие скачка выражает ту закономерность, что этот процесс осуществляется путем перехода количественных изменений в качественные, преобразования данного качественного состояния, прорыва его дальнейшего существования. Понятие диалектического отрицания отражает тот факт, что преобразование одной вещи в другую осуществляется через уничтожение того в данной вещи, что не соответствует изменившемуся состоянию и условиям существования, сохранение и дальнейшее развитие в новом, возникающем на основе отрицания старого материальном образовании всего положительного, соответствующего новым условиям и тенденциям развития.

В отличие от понятия «разрешение противоречия», которое, фиксируя ликвидацию того или иного противоречивого единства, обращает внимание на конечность бытия, понятие «диалектическое отрицание», фиксируя уничтожение того или иного материального образования, обращает внимание на бесконечность бытия. Далее, в отличие от понятия «скачок», фиксирующего момент прерывности в существовании материального образования, понятие «диалектическое отрицание» фиксирует момент непрерывности бытия, момент связи между отрицаемым и отрицающим, преемственности в развитии.

Суть закона отрицания отрицания. В ходе диалектического отрицания одних материальных образований или качественных состояний другими наступает такой момент, когда вновь возникающие образования или состояния повторяют ту или иную уже пройденную ступень. Это повторение не полное, а частичное, не по существу, а скорее по форме. Происходит не действительное возвращение назад, а якобы возвращение. Вновь возникающее повторяет пройденное на новой, более высокой основе.

Например, установление социалистической общественной собственности в ходе революции есть в известном смысле повторение того, что было при первобытнообщинном строе. В первобытном обществе господствовала именно общественная собственность. Являясь как бы повторением того, что было в первобытном обществе, социалистическая собственность самым существенным образом отличается от первобытнообщинной. Это различие вытекает из того, что последняя является следствием низкого уровня развития производительных сил общества, исключающего возможность добывать необходимые для жизни людей средства в одиночку. Социалистическая же собственность устанавливается тогда, когда производительные силы перерастают рамки всякой формы частной собственности и для своего дальнейшего развития требуют замены ее общественной собственностью.

Превратившись в свою противоположность, явление (сторона, свойство) в ходе дальнейшего развития снова превращается в противоположность и тем самым как бы возвращается в свое первоначальное состояние, повторяет пройденное, но непременно на новой, более высокой основе. Возникает вопрос: сколько отрицаний необходимо для того, чтобы развивающееся явление повторило пройденную ступень?

В простейших случаях возвращение назад, повторение исходного качественного состояния осуществляется через два отрицания. Например, через два отрицания достигается повторение первоначального состояния в развитии зерна: зерно отрицается растением, растение -- снова зерном. Однако повторение пройденного может осуществляться и через большее число отрицаний. Это обусловливается тем, что превращение развивающегося материального образования в свою противоположность происходит не в каждом отрицании. Часто в ходе отрицания вещь превращается не в свою противоположность, а в свое иное, то есть в какое-либо другое качественное состояние, отличное от исходного, но не противоположное ему. Превращение же в противоположность осуществляется лишь в конечном счете. Например, превращение частной собственности в общественную социалистическую собственность, как об этом свидетельствует история человеческого общества, осуществляется через три отрицания: первое -- рабовладельческая частная собственность отрицается феодальной частной собственностью; второе -- феодальная отрицается буржуазной; третье -- буржуазная отрицается социалистической общественной собственностью, являющейся противопо-

ложностью частной собственности. Через шесть отрицаний осуществляется переход от лития -- химического элемента, обладающего ярко выраженными металлическими свойствами,-- к фтору -- элементу с ярко выраженными неметаллическими свойствами (через отрицание лития бериллием, бериллия -- бором, бора -- углеродом, углерода -- азотом, азота -- кислородом и, наконец, кислорода -- фтором). Имеются случаи, когда повторение осуществляется через 18 отрицаний (переход от калия к рубидию), через 32 (переход от цезия к францию).

Характерной чертой закона отрицания отрицания, таким образом, является не двойное отрицание, как думают некоторые авторы, не трехступенчатость развития (исходное состояние -- его отрицание--отрицание отрицания), а повторение пройденного на новой основе, возврат якобы к старому. Именно эту закономерность отметил В. И. Ленин. Отрицание отрицания есть «развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе...» ".

Специфическим выражением принципа диалектического отрицания применительно к развитию научных теорий является сформулированный в 1913 году Н. Бором принцип соответствия, согласно которому теории, объясняющие ту или иную область явлений, с возникновением новых, более общих теорий не устраняются как нечто ложное, но включаются в новую теорию как ее предельный или частный случай и сохраняют свое значение для прежней области. Принцип соответствия обязывает при разработке новой теории обращать внимание не только на ее отличие от старой, но и на ее связь с нею, на выявление определенного содержания старой теории в содержании новой. Последующее развитие физических теорий подтвердило правильность данного положения, являющегося, по существу, принципом диалектического отрицания, и он стал одним из основных принципов современного научного исследования.

Если возвращение назад, повторение пройденного на новой основе является всеобщей закономерностью развития, то развитие не может идти по прямой линии, оно осуществляется по спирали, имеет спиралеобразный характер.

Отрицание в логике - это акт опровержения некоего несоответствующего действительности высказывания, который разворачивается в новое высказывание. В философии же отрицание - это возникновение нового, отменяющего и замещающего собой старое. Когда появляется нечто новое, то оно отменяет старое, то есть отрицает действительность старого фактом своего нового существования.

Применяться подобным образом в философии термин «отрицание» стал Гегелем, который с его помощью объяснял циклический характер развития действительности :

1. Поскольку сама действительность представляет собой деятельность Абсолютной Идеи, то эта деятельность есть не что иное, как деятельность Абсолютного Разума:

Во-первых, Идея, если она осуществляет деятельность, разумна, и, следовательно, Её деятельность - это есть деятельность Разума по своему источнику;

Во-вторых, Идея не материальна, и, следовательно, любая Её деятельность - это есть деятельность Разума не только по своему источнику, но и вообще по своей природе.

2. А в чем же тогда состоит природа деятельности любого разума, и Абсолютного Разума в том числе?

Деятельность любого разума, и Абсолютного Разума в том числе состоит в том что эта деятельность есть процесс постоянного отрицания (постоянной отмены) Разумом каждого наличного своего состояния , последующим своим состоянием, которое зарождается в его недрах в виде внутренне созревшего противоречия.

В чем суть этого противоречия, которое созревает в Разуме и отменяет, отрицает собою нынешнее состояние Разума? Рассмотрим это:

суть этого внутренне созревшего в Разуме противоречия состоит в том, что это противоречие есть не что иное, как отрицание Разумом сложившегося положения дел в его содержании. Ведь, возникшее в Разуме противоречие есть не что иное, как отрицание той мысли, того понятия или того определения, которые Разум только что полагал и утверждал, а теперь ему приходится от этого отказываться в силу внутреннего движения Его мышления.

Этот отказ Разума от прежнего своего содержания - есть возникновение внутреннего противоречия в Разуме Самому Себе , и, следовательно - это есть первое Его отрицание Самого Себя, есть первое появление чего-то нового.

Таким образом, созревающее в Разуме противоречие - есть не что иное, как Его внутренний отказ от старого содержания с одновременным обнаружением некоей необходимости для работы мышления, направленной на то, чтобы осознать и решить эту ситуацию.

Таким образом, первое отрицание - это обнаружение противоречия .

3. А поскольку в Разуме возникло противоречие, то оно начинает стимулировать и подталкивать к процессам своего разрешения всё, в чем оно проявилось. Мышление начинает активно работать, чтобы снять противоречие, для чего ему приходится приступить к формированию нового содержания Разума, отменяющего старое, в котором противоречие было обострено.

Когда противоречие, рано или поздно, разрешится, и будет снято, то возникнет новое содержание Разума, возникнет новое Его состояние, то есть произойдет отрицание того его состояния, которое было первым отрицанием, то есть обострением внутреннего противоречия.

Таким образом,

Если первое отрицание - это обнаружение противоречия, то второе отрицание - это разрешение противоречия.

4. Следовательно , отрицание отрицания - это процесс возникновения нового состояния Разума, которое характеризуется обострением внутренних противоречий (первое отрицание), разрешением этих противоречий (второе отрицание) и возникновением нового содержания Разума.

Таким образом, с помощью вот этих двух отрицаний, мышление шаг за шагом постепенно восходит от простых понятий к сложным, а Разум постепенно повышает сложность своего состояния и совершает поступательное движение вперед - такова суть диалектического закона отрицания отрицания Гегеля.

Поскольку развитие мировой действительности, по Гегелю, есть развитие Абсолютной Идеи, то, таким образом, развитие мировой действительности - это результат внутреннего, собственного саморазвития, самодвижения Абсолютного Разума, которое происходит циклически, то есть однотипными этапами и фазами.

Основными этапами развития мировой действительности по Гегелю являются три главные его стадии:

1. Тезис . На этой стадии происходит полагание, формирование некоей сложившейся действительности и её утверждение в качестве исходной данности.

2. Антитезис . На этой стадии происходит противополагание исходной данности самой себе, то есть её отрицание себя самой собой же в виде произрастания внутри неё некоего противоречия, отрицающего её нынешнее состояние и требующего движения к новому состоянию, то есть к своему разрешению.

3. Синтез . Этап синтеза - это снятие, разрешение внутреннего противоречия исходной данности, то есть отрицание её первого отрицания за счет формирования из этой данности нового состояния.

Таким образом, новое состояние данности вырастает из старого её состояния, преодолевая дисгармонию какого-то имеющегося внутреннего противоречия, и поэтому всякое новое состояние всегда более гармоничнее того состояния, которое оно отрицало.

Если говорить о разуме, то эта гармоничность будет выражаться в большей степени приближения к истине, а если говорить о материальных явлениях, то эта гармоничность будет выражаться в большей степени приближения к той цели, которая поставлена Абсолютной Идеей в конце развития мира.

4. Поскольку развитие есть процесс безостановочный в силу постоянного формирования внутренних противоречий, то стадия синтеза в этом процесс диалектически переходит в стадию тезиса , и всё начинается с начала.

Таким образом, развитие по Гегелю нельзя трактовать как некую последовательность состояний действительности, возрастающую линейно вверх, потому что синтез, переходящий в тезис - это есть возврат действительности к своему исходному состоянию, пусть даже уже в более совершенном и в более новом качестве .

Поэтому , развитие , по Гегелю, осуществляется по спирали - в постоянном возврате после двойного своего отрицания к исходному положению , находящемуся уже на несколько более высоком уровне своего развития.

Прогрессивный путь развития, то есть его направленность от низшего к высшему, обеспечивается тем, что каждая стадия развития богаче, сложнее и гармоничнее по содержанию. Это происходит в силу того, что само отрицание у Гегеля носит диалектический, а не метафизический характер. В чем состоит существо отличия метафизического отрицания от диалектического, гегелевского? Оно состоит в том, что:

Отрицание в метафизике есть акт отбрасывания и окончательного устранения старого. Отрицание в метафизике есть акт появления нового, утверждающего себя вместо старого просто фактом простой замены его собою;

- в диалектике же отрицание понимается как переход старого в новое состояние с сохранением всего лучшего, что в нём было.

Таким образом, при двойном отрицании происходит постоянное перенесение лучшего, имеющегося в старом, в новое. Так образуется постоянно расширяющаяся спираль развития действительности, которая непрестанно обнаруживает в себе противоречие, отрицает этим себя, а затем отрицает и это отрицание, разрешая обнаруженное противоречие, и приобретает на каждой из этих стадий всё более усложнённое и прогрессивное содержание.

В общем итоге - диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет для себя всё то лучшее, что в нём имелось, перерабатывает его, поднимает на новую, более высокую ступень. То есть двойное отрицание действительности требует всякий раз неких прогрессивных новаций, что и определяет прогрессивный характер всего развития действительности.

Подытоживая основной смысл закона отрицания отрицания можно сказать что:

В результате первого отрицания сначала обнаруживается, а затем вторым отрицанием разрешается то или иное противоречие;

В результате этого уничтожается старое и утверждается новое;

С возникновением нового развитие не прекращается, поскольку всякое новое не остается вечно застывшим новым, а в нем образуется новое противоречие, то есть наступает опять отрицание и т. д.;

Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым, низшего высшим;

Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер;

Развитие идет по спирали с повторением в новых своих высших стадиях отдельных сторон и черт своих низших стадий.

Закон отрицания отрицания Гегеля, относящийся к идеалистической концепции мирового развития, философское течение диалектического материализма использовало для формирования материалистической концепции развития действительности.

С точки зрения основоположников диалектического материализма Маркса и Энгельса, отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития непосредственно самой материальной действительности. Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, где каждая новая эпоха возникала на базе предыдущей, то есть новое отрицало старое. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом.

Отрицание присуще и развитию познания, науки, так как каждая новая научная теория отрицает старую. При этом сохраняется связь старого с новым, и происходит сохранение в новом лучшего из старого. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его экономическую базу, достижения науки, техники, культуры. В познании, в науке новое знание опирается также на лучшее из достигнутого на прежних этапах познания и научного исследования.

Таким образом, в материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления, определенный внутренними свойствами материи.

Основные термины

АНТИТЕЗИС - утверждение противоположного, противополагание.

ДИАЛЕКТИКА - метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.

МЕТАФИЗИКА - метод философского познания, исходящий из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию и определяющих процессы развития действительности.

ОТРИЦАНИЕ (диалектика) - переход старого в новое с сохранением всего лучшего из старого.

ОТРИЦАНИЕ (логика) - акт опровержения некоего несоответствующего действительности высказывания.

ОТРИЦАНИЕ (метафизика) - окончательное отбрасывание старого и полная замена его новым.

ОТРИЦАНИЕ (философия) - возникновение нового, отменяющего и замещающего собою старое.

РАЗВИТИЕ - целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество.

РАЗУМ - способность мышления к преобразованию интеллектуального материала в различные системы знаний о действительности.

СИНТЕЗ (общее понятие) - соединение частей, элементов в единое целое.

ТЕЗИС - утверждение, полагание.

Трудности

Первая трудность - постоянно забывается, что закон отрицания отрицания описывает деятельность разума как такового. Гегель описал в этом законе природу развития разума и механизм внутренних причин появления в нем нового содержания. Затем он перенес всё это на предметную действительность, потому что вся предметная действительность, по его мнению - это есть деятельность Абсолютного Разума. Поэтому, если помнить, что логическое разворачивание закона отрицания отрицания относится к деятельности разума, то материал при подготовке усваивается вообще удивительно легко, а ответ всегда проходит уверенно.

Вторая трудность - по инерции изучения гегелевской концепции развития, многие, переходя к диалектическому материализму, ищут в нём того же логицизма и соответствия какой-либо исходной данности. Хочется красивого во всём. Но делать этого не следует - потеря времени без пользы. На этом этапе все идеи диалектического материализма следует просто механически выучить и запомнить.

Если говорить о диалектическом материализме - то данный случай очень хорошо показывает систему мышления материализма вообще. Здесь очень хорошо наглядно представлен генеральный метод материализма по формированию своих концепций. Материализм удивительно бесплоден, и всё, что в нём есть, взято им из концепций идеалистических.

В частности, вот они берут закон отрицания отрицания, и применяют его к действительности, и какие, вроде бы к ним вопросы, если они это делают с санкции самого Гегеля? Гегель сам это делал, а мы - вслед за ним…

Но обратим внимание, что этот закон Гегеля, хоть и применяется к предметной действительности, но произрастает он из внутренней природы Сознания.

А что у материалистов? У них этот же самый закон произрастает уже из внутренней природы Материи. Каким образом? Никаким! Просто есть идеалистическая концепция, которую можно приспособить к материалистическим суждениям - и, почему бы этого ни сделать, если своего собственного ничего нет?

Вот так работает материализм - он ведь не нашел самостоятельно закон отрицания отрицания в материи, он не вывел его сам своими силами из какого-то внутреннего характера процессов материи, не обнаружил в ней и не распознал. Он взял этот закон готовеньким в идеализме, нашел там нечто, смыкающееся с материей, а затем всё, что проистекало из закона по конечному итогу его действия, переместил в изначальные причины самого закона.

Материализм так делает всегда и везде. Вот издревле сложилось в философии, что истинное бытие должно быть вечным, и материя тут же объявляется материализмом вечной, как истинное бытие. Своего тут - только идея не идти никуда дальше материи. А всё остальное навешивается на материю из идеализма. И совершенно никого не волнует при этом, что вечность истинного бытия в философии проистекает именно из неподлинности материального бытия, ею выявленного. Опять следствие переносится в причину, и это есть даже не какой-то другой взгляд на мир, это есть просто метод плагиата. Говорят, что некоторые творчески бессильные композиторы переворачивают ноты известных мастеров низом вверх и пытаются в обратном их расположении найти свою мелодию. Вот так и здесь.

Как всегда в материализме - это плагиат, но плагиат, неспособный даже сохранить высоту своего источника. Это как увидеть ракету, восхититься, спросить, как она работает, а потом умыкнуть её, надеть на неё седло и поскакать в неведомые дали, преодолевая степи и водные преграды.

Поэтому раздел о диалектическом материализме надо, как всегда, выучить и запомнить, не пытаясь вдумываться в его логическую легитимность. Это тот раздел материала, где мышление напрягать не следует. Тут одни декларации.

И совет наперед - поступайте точно также со всеми остальными билетами, освещающими марксистские теории. Иначе будет провал. Их надо запоминать, как стихотворения в прозе, через повторение, а не через поиски логической необходимости их смысла.

Третья трудность - тезис, антитезис и синтез. Вот так перечислить этапы развития действительности (а так и перечисляют!) - это исказить гегелевский закон развития. Давайте запомним на веки вечные - этапов не три, а четыре: тезис, антитезис, синтез и переход синтеза в тезис. Таков смысл закона - постоянное и непрерывное развитие, поскольку деятельность разума постоянна и непрерывна, так как по своей природе разум не знает остановок.

Четвертая трудность - это метафизика и диалектика, по-разному понимающие отрицание. Здесь не идет речи о противоположности метафизики вообще и диалектики вообще. Диалектика может входить в состав метафизики по признаку теории, которая предполагает наличие сил, управляющих миром извне. Здесь речь идет о расхождении методов диалектики с методами других теорий, так же, как и диалектика, входящих в метафизику.

Чисто метафизический метод, присущий подавляющему большинству метафизических теорий, исходит из того, что действительность управляется чем-то единым, неподвижным, неизменным, вечным, составляющим ту подлинную основу мира, из которой весь мир разворачивается тем или иным способом. А в диалектике основа мира подвижна, внутренне противоречива и противоречия именно самой основы мира разворачивают события действительности.

Когда спрашивают - почему Абсолютный Дух, Абсолютная Идея - не Бог? - ответ здесь как раз в том и состоит, что Бог понятие метафизическое, неизменное и полностью находящееся вне мира, а Абсолютная Идея - есть сам мир, изменчивый и подвижный.

Поэтому здесь противостояние не концепций, ибо по большому счету диалектика Гегеля - это, в каком-то смысле тоже метафизика. Это противостояние методов - у основной части течений метафизики подлинное бытие неподвижно и развивается только неподлинное бытие, а у диалектики подлинное бытие подвижно и развивается само.

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

33. Категории и сущность закона отрицания отрицания Специфика закона отрицания отрицания заключается в том, что он определяет направление, форму и способы, а также историческую преемственность в развитии природы, общества и человеческого мышления. Мы знаем, что материя

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Из книги Непостижимое автора Франк Семен

1. Преодоление отрицания Постараемся снова дать себе отчет, что собственно означает «познавать». Основоположное условие всякого познания есть различение, орудием же различения служит отрицание. Нечто познано, поскольку нами усмотрено, что оно есть некое «такое»;

Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих

Причины отрицания рисков Прежде всего надо говорить о разной подверженности рискам. Мы находимся по разные стороны одного забора. Если ученый допустил ошибку, в худшем случае это скажется на его репутации (а если ошибка кому-то понравится, его могут даже повысить в

Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

Боль отрицания Фактически быстро становится совершенно очевидно, что если любая система мысли - от философии и социологии до психологии и религии - пытается игнорировать или отрицать любой из четырех критериев достоверности, то эти игнорируемые истины, в конце концов,

Из книги 1. Объективная диалектика. автора

Из книги Объективная диалектика автора Константинов Федор Васильевич

1. Существенные черты процесса развития, выражаемые законом отрицания отрицания К понятиям, имеющим важное значение в диалектической концепции развития, принадлежит категория отрицания, играющая роль одного из важнейших элементов марксистской диалектики.Если иметь в

Из книги Критика законов диалектического материализма автора Автор неизвестен

Из книги Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе автора Багатурия Георгий Александрович

Коммунизм как отрицание отрицания Исследуя первобытное общество и переход от него к обществу, основанному на частной собственности, Энгельс отмечает, что предстоящий переход к коммунистическому обществу приведет к возрождению на новой основе, на более высоком уровне

Из книги Логика. Том 1. Учение о суждении, понятии и выводе автора Зигварт Христоф

§ 24. Закон двойного отрицания Но сущность отрицания исчерпывается вполне лишь в том случае, когда к закону противоречия присоединяется положение, что отрицание отрицания дает утверждение, что уничтожение отрицания равно утверждению того же самого предиката

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

«Методология» отрицания Холокоста Это происходит в обычной манере американской социальной публицистики. Профессор Икс выдвигает потрясающую теорию… он утверждает, что нацисты не убивали евреев… или что на свете не существует людоедов. Так как все факты против него,

Из книги Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии автора Сартр Жан-Поль

Глава I ИСТОЧНИК ОТРИЦАНИЯ 1. Вопрос Наши исследования привели нас в недра бытия. Но они же и завели в тупик, поскольку мы не смогли установить связь между двумя областями бытия, которые обнаружили. Несомненно, мы выбрали не тот угол зрения для проведения расследования.

Из книги История марксистской диалектики (От возникновения марксизма до ленинского этапа) автора

2. Отрицания Естественно, нам возразят, что бытие-в-себе не может дать отрицательных ответов. Не сами ли мы сказали, что оно находится по ту сторону как утверждения, так и отрицания? Впрочем, обычный опыт, кажется, не раскрывает нам небытие. Я думаю, что в моем бумажнике

Из книги История марксистской диалектики (Ленинский этап) автора

Глава шестая. Закон отрицания отрицания

Из книги автора

3. Закон отрицания отрицания и архитектоника «Капитала» Как известно, Маркс выводил экономические категории друг из друга, включая более абстрактные категории или законы в более конкретные и объясняя более конкретные на основе более абстрактных. Более абстрактный

Из книги автора

7. Исследование закона отрицания отрицания В советской философской литературе особенное внимание было уделено интегральному характеру этого всеобщего закона развития. Суммируя основные идеи работ советских философов, характеризующие содержание закона, можно отметить

Страница 1

Данные естественных и общественных наук свидетельствуют о том, что на любом этапе развития происходит про­цесс отрицания. Взаимопревращение элементарных частиц, смена, биологических видов, форм общественной жизни, видов оружия и способов вооруженной борьбы и т. д. - все это есть не что иное, как отрицание одних вещей, явлений, процессов, состояний другими.

Итак, отрицание - это такое отношение между двумя сту­пенями развития вещи, которое ведет к уничтожению ее ста­рого и возникновению нового качественного состояния.

Отрицание бывает механическим и диалектическим. Меха­ническое отрицание связано с уничтожением старого, без сох­ранения момента развития. Диалектическое отрицание есть самоотрицание, ибо каждое явление содержит в себе собственное отрицание одной из сторон присущего ему внут­реннего противоречия.

Исходным для понимания закона отрицания отрицания является положение о том, что всякий процесс развития складывается из последо­вательности циклов. Цикличность составляет внутреннюю основу всякого изменения и развития. Каждый цикл состоит из нескольких стадий: исходный момент развития; превраще­ние предметов и явлений в свою противоположность, тем самым от­рицание - превращение новой противоположности в свою про­тивоположность, т. е. отрицание отрицания. Закон отрицания отрицания показывает особенности цикличного развития.

Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в процессе развития каждая более высокая ступень отрицает, упраздняет предыдущую и вместе с тем поднимает ее на новую ступень, сохраняя все положительное в ее содержании.

Каковы же основные черты, раскрывающие сущность и ме­ханизм действия этого закона?

Прежде всего, закон отрицания отрицания раскрывает на­правленность развития. Материалистическая диалектика, не отрицая возможности кругового движения и регресса, не абсолютизирует их. Важнейшей формой развития она утверж­дает поступательность.

Одной из черт закона отрицания отрицания является по­вторение на высших ступенях развития некоторых черт низ­ших, по на новой, более высокой основе, т. е. преемственность развития. Повторяемость выступает как частичное воспроиз­ведение того, что уже однажды имело место. Второе отрица­ние как бы повторяет исходный пункт в «снятом», перерабо­танном виде, выражает его некоторые общие черты. Если бы новое качество отрицало все старое, то не было бы никакого развития природы и общества.

Преемственность наблюдается и в развитии военного дела. Например, новые способы вооруженной борьбы возникают в рамках старых способов с усвоением всего лучшего из них. Однако эта повторяемость, преемственность в развитии внут­ренне противоречивы. Она заключает в себе возврат якобы к старому, как бы повторение пройденных уже ступеней, но на более высокой основе. Поэтому поступательность развития приобретает спиралевидную форму, при которой развитие со­вершается в виде постепенно поднимающихся, расширяю­щихся кругов, возвращающихся к исходной точке, но в более высокой плоскости. В этом поступательно-спиралевидном развитии утверждается неодолимость нового, прогрессивного.

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват...

Новое на сайте

>

Самое популярное