Домой Что означают сны Страстная пятница: что мы знаем о смерти Иисуса Христа? Страстная пятница — Страсти Христовы. Приметы и суеверия Что такое страстная пятница по библии

Страстная пятница: что мы знаем о смерти Иисуса Христа? Страстная пятница — Страсти Христовы. Приметы и суеверия Что такое страстная пятница по библии

Постоянно пребывает с христианами, направляет, очищает, дарует благодать и милость, а если надо, наказывает для блага грешника. Православная Страстная пятница призвана напомнить всем верующим, что ценой нечеловеческих страданий и распятия дарована Божья благодать - вечная жизнь.

Углубляясь в воспоминания Великой пятницы, христиане по-новому пересматривают свою грешную жизнь, понимая, что каждая капля Святой крови - цена нашего греха.

Суд Пилата

Еврейские священники, схватив в четверг Христа, вынесли ему смертный приговор, но его утвердить его должен был римский правитель Понтий Пилат. Пилат приехал в Иерусалим перед Пасхой, которую евреи праздновали каждый год, вспоминая освобождение из египетского плена. В тот год Пасха припала на воскресенье.

Связанного и оплеванного Иисуса привели к Понтию Пилату, который спросил у Христа, царь ли Он, на что Спаситель не дал четкого ответа, но показал Себя, учителем, проповедником, но никак не возмутителем спокойствия. (Луки 15:1-7).

Суд над Иисусом Христом

Пилат не нашел вины Спасителя и передал решение неприятного для него вопроса Ироду, царю Галилеи.

Удивительно, но свое решение прокуратор принял после разговора с женой, которая просила не делать ничего плохого узнику, ибо ей приснился сон, что она пострадала за Учителя. В Библии не указано имя этой женщины, но историки утверждают, что это была Клавдия Прокула, которая впоследствии приняла христианство и причислена к лику святых.

Тетрарх Ирод Антипа ненавидел христиан, о которых уже был наслышан, и отдал Непокорного на поругание римским солдатам. Трудно представить, каким пыткам был подвергнут Сын Божий, как плакал Бог Отец, видя плетки с огромными крючьями на концах. Святая Кровь лилась рекой, но ненасытные человеческими страданиями воины продолжали свое дело на глазах у онемевшей толпы, радостных священников и убитой горем Матери Марии.

Надругавшись над невинным Иисусом, Ирод полуживого Богочеловека отправил обратно к Пилату для выполнения приговора. Понтий Пилат, не желая быть признанным противником кесаря, утвердил приговор, при этом произнес свою знаменитую фразу, о том, что на его руках нет невинной Крови, вся вина лежит теперь на еврейском народе, на дальнейших поколениях. (Мат. 27:24).

Понтий Пилат умывает руки

Дорога на Голгофу

Православная Страстная пятница - это воспоминание о Крестном пути от суда до распятия и крестных страданий Христа . Многие христиане всего мира стараются на Пасху приехать в Иерусалим, чтобы присутствовать при Схождении Благодатного Огня , но перед этим пройти дорогой Виа Долороса, по которой шел Спаситель, растерзанный, изувеченный, с огромным тяжелым крестом на плечах.

«Свершилось!» - ликуют Небеса, но не надо забывать, какой ценой даровано человечеству это спасение.

Богатый тайный ученик Христа по разрешению Пилата снял Спасителя с Креста.

Снятие с Креста и погребение Спасителя

Укутанное в плащаницу, миропомазанное тело укладывают в новом гробу. По тем временам гробами назвали углубление в пещере, которое закрывалось огромным камнем, отвалить его было под силу только нескольким мужчинам.

Ныне на месте погребения находится Кувуклия.

Мир замер в ожидании. Ученики растеряны, римляне и священники ликуют, даже не предполагая, какое их ожидает разочарование.

Гробница Иисуса Христа в Иерусалиме

Богословие Страстной пятницы

Церковный хор во время служений воздает хвалу Страстям и долготерпению Господа нашего, Иисуса Христа.

На протяжении всего дня в храмах во время Царских часов читаются Евангелия, в которых описаны все события Страстной пятницы. Во время чтения священники акцентируют внимание прихожан на изменчивости человеческой натуры, что еще не завяли пальмовые листья, которыми евреи встречали Спасителя, а здесь они кричат: «Распни!».

Пятница Страстной седмицы - день памяти страшных страданий, но это время радости. Богочеловек заплатил за грехи человечества, цену этого Подвига нельзя забывать никогда.

Великий подвиг самопожертвования - отдать жизнь за неблагодарное человечество.

Вечерняя служба знаменуется выносом Плащаницы, в этот день отменены все Литургии, как знак особенной исключительности Великой пятницы. Исключение делается только во время совпадения дней Страстной пятницы и Благовещения.

Великая Вечерня

Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый Господи, слава Тебе.

Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным? Вскую Живота всех на смерть осудиша? Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде узники свободит, зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.

Днесь, зрящи Тя, Непорочная Дева, на Кресте Слове возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи. Темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, Свете мира! Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.

Что разрешено и что под запретом в Великую пятницу

  • Время воспоминаний о Страшных муках Христа наполнено тишиной, нигде не слышно музыки и веселья.
  • Воскресший Иисус достоин памяти о Его страданиях, это не день страха и ужаса, это время рассуждений.
  • До выноса Плащаницы многие христиане полностью отказываются от пищи, далее соблюдая сухоядение.
  • В этот день не делают никакую работу, кроме выпечки куличей.
  • Великую пятницу следует посвятить памяти Иисуса, проведя день в Богослужениях, молитвах и посте.

Православные богослужения наполнены силой благодарности за Страсти Богочеловека, переживания перед которыми вызывают слезы раскаяния у многих верующих.

Страстная Седмица. Великая Пятница

Наиглавнейшим днем предпасхальной недели, завершающей Великий пост, считается по праву пятый по счету. Великая Страстная Пятница для православных христиан - весьма ответственный момент, проникнутый печалью, а также благоговением и смирением. В 2020 году Великая Страстная Пятница - Великий Пяток, как еще называют самый скорбный день страстной седмицы, верующие отмечают 17 апреля. Чем он так отметился в библейской истории и отчего заслужил указанный выше статус - узнаете из данной статьи.


Особенности праздника Великая Пятница

Великая Пятница посвящена важным событиям из жизни земной Иисуса Христа, предшествовавшим его мучительной смерти, а именно, осуждению на казнь, страданиям на кресте, включая и саму гибель за человечество тоже. «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа» священнослужители христианских храмов совершают в Великую Страстную Пятницу в своих церквях. Богослужение в этот день включает в себя:

  • Утреню, знаменующую время взятия Мессии в Гефсиманском саду мучителями по наводке Иуды-предателя и осуществление над невинным суда, в результате которого Иисус был приговорен к страданиям и страшной смерти;
  • Первый час, символизирующий момент ведения Сына Божия к Пилату на суд;
  • Третий час, олицетворяющий момент вынесения окончательного вердикта по делу Иисуса;
  • Шестой час, призванный напомнить о страстях Спасителя, что был распят на кресте;
  • Девятый час - момент смерти Мессии;
  • Вечерню, проводимую в память о снятии тела Иисуса с креста.


Как видите, Литургия отсутствует в данном списке. Нет ее в действительности в составе богослужения Великой Пятницы. Причина: принесение себя в жертву в этот день самим Господом человечеству. Вместо же данного вида церковной службы совершаются священником Царские Часы.

Теперь чуть подробнее о том, как именно проходит богослужение самого скорбного дня Великого поста - Великой Страстной Пятницы. На Утрене, которая, кстати, по традиции проводится не утром в Страстную Пятницу, а вечером Великого Четверга, представитель церкви читает, стоя посреди храма, «12 Евангелий Святых Страстей Христовых». Авторство последних принадлежит всем четырем евангелистам, а суть священных книг сводится к повествованию о страданиях Иисуса, где началом служит произошедшее на Тайной Вечере, а финалом - погребение Христа в саду Иосифа Аримафейского. Традиция чтения 12-ти Страстных Евангелий происходит от предания Апостольского. Но прежде оглашения благовестия о Христовых Страстях поется: «Слава долготерпению Твоему, Господи». На протяжении всего повествования верующие в храме стоят с зажженными свечами.


Что происходит в Вечерню, совершаемую в день Великой Пятницы? Так как она посвящена воспоминанию о снятии тела Христа с распятия, то же производится священнослужителями в православном храме. Представители церкви поют тропарь «Благообразнй Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...», после поднимают Плащаницу с Престола (икону с изображением Спасителя, лежащего во гробе) и выносят за пределы алтаря. Затем они водворяют ее на почетное место посреди храма - специальный стол, символизирующий собой гробницу. Все присутствующие на службе поклоняются Христу, изображенному на Плащанице, и целуют его раны и язвы, полученные от ударов копьем в момент казни. «Тело» Спасителя находится в центре храма в течение трех дней, вплоть до наступления Пасхи. Таким образом церковь напоминает пастве о трехдневном пребывании Мессии во гробе.

В Страстную Пятницу придерживаются по церковному уставу строжайшего поста. Нельзя не только есть что-либо, но даже пить воду воспрещается. Люди, не способные соблюсти такие ограничения, придерживаются указанного принципа лишь до выноса Плащаницы из алтаря. После же они вкушают лишь воду и хлеб.



Последний день земной жизни Иисуса

Библия рассказывает нам о том, в какой последовательности развивались события, предшествовавшие гибели Сына Божия на Кресте. Не лишним будет вспомнить или познакомиться - для кого как - с этой хронологией.

Итак, после моления в Гефсиманском саду Христос оказался под стражей. Утром Иисус был отведен к Понтию Пилату. Иудеи не зашли вместе с ним, так как это означало для них осквернение, а в таком состоянии нельзя есть пасху (у евреев тогда данный праздник уже существовал). Но надо сказать, что Спаситель совершил законную пасху за день до собственной гибели, поскольку жаждал, чтобы его заклали вместе с положенным для этих целей пасхальным агнцем. Пилат вышел к иудеям, приведшим Христа, и стал расспрашивать обвинителей, в чем заключается вина Иисуса.


Те ничего вразумительного ответить на это не сумели. Тогда Понтий послал Сына Божия к Ироду, но Спаситель после вновь предстал перед Пилатом. И Пилат, так и не найдя никаких доказательств вины Христа, обратился к иудеям, мечтавшим убить Иисуса: «Возьмите Его вы, и распните, и по закону вашему судите Его».

Однако иудеи не могли убить кого бы то ни было - именно этого их закон им и не позволял. Жестокие люди задумали руками Пилата распять Христа. Тогда Понтий Пилат задал Спасителю вопрос; «Царь ли Ты Иудейский?» Иисус ответил, что он - Царь Вечный, и Царство его не от мира сего. Пилат, не желая предавать Христа смерти, объявил, что не находит его вины, и предложил ради праздника Пасхи отпустить на свободу одного из трех узников - как мы помним, кроме Мессии суду предали еще нескольких разбойников. И иудеи, по всей видимости, вопреки ожиданиям Пилата, явили милость свою не Иисусу, а преступнику Варавве.


Пилат отдал мучителям Христа и отдал распоряжения, веля прежде избить Спасителя, затем одеть в багряницу, на голову водрузить терновый венец и осмеять. Все было выполнено в точности. Так над Христом насмехались, помня о том, как он провозгласил себя Царем Иудейским. Вероятно, Пилат полагал, будто учиненное им унижение Иисуса окажется достаточным для утоления гнева иудеев. Но не тут-то было. Толпа стала кричать Понтию: «Распни Его, распни!», пригрозив: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю». Страх оказался сильнее правды, и Христос был приговорен к казни...

Затем был трудный путь Иисуса на Голгофу с тяжелым крестом на плечах, а в третьем часу дня мучители распяли на этом самом кресте Сына Божия на Лобном месте. По краям от него они распяли точно также двух разбойников, желая причислить к злодеям и ни в чем не повинного Иисуса. Как только свершилось это, солнце померкло вдруг, и так длилось три часа, были и другие знамения. Тем не менее, мучители продолжали глумиться над несчастным.

Когда Иисус умер, все разошлись. Возле креста остались лишь Матерь Божия, ученик Христа Иоанн и Мария Клеопова. Обнаружив Иисуса бездыханным, один из мучителей пронзил его тело копьем. Из раны потекли вода и кровь. Тело Учителя с креста снял ученик Спасителя Иосиф из Аримафеи. Вместе с Никодимом они обвили тело пеленами с благовониями и поместили останки в высеченный в скале гроб Иосифа.


Вот так Спаситель положил свою жизнь за весь род человеческий в Великую Страстную Пятницу. Посему данный день следует проводить в глубоких размышлениях и молитве.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

В жизни каждого православного христианина наступает самый скорбный день в году, день Крестной смерти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, называемый еще по Церковному Уставу – Страстной (Великой) Пятницей.

Мы должны плакать и помнить в Страстную Пятницу не только о том, что люди предали Господа и убили Его, что Он страдал во время Пречистых Страстей Своим Человеческим естеством. Хотя и углубление в созерцание этих Страданий Христа дивно и душеспасительно. Для этого на утрене Великого Пятка читаются евангельские зачала о Страстях Христовых, а уже в саму Страстную Пятницу износится Плащаница с изображением Тела Христового, Полагаемого во Гроб. Это все совершается в наших храмах, чтобы человек сердечно и телесно приблизился и словно бы окунулся в Искупительный Подвиг Богочеловека – в эту непостижимую для нашего разумения Тайну спасения Богом рода человеческого. Но само приближение человеческого ума и сердца к этой Тайне, движение Ей навстречу, делает человека сопричастником Божества и глубоко проникает в наши души, словно бы пригвождая их ко Кресту, заставляя их переживать не только смерть Христову, но и смерть собственного греха. И в смерти этого чудовища происходит дивная метаморфоза, когда из гусеницы греха рождается бабочка воскресения наших душ; когда из мертвого окаменелого пшеничного зернышка нашего изъязвленного пороком сердца воскресает живой зеленый и радостный колос воскресения, живая лоза спасения.

Вот о чем, мне кажется, надо думать в Страстную Пятницу. Православие – это не религия ужаса, смерти и страха. Нет. Православие – это религия радости. Именно это пасхальное ощущение, ощущение своей личной жизни, своего личного воскресения во Христе Воскресшем, позволило преподобному Серафиму Саровскому воскликнуть такие прекрасные слова: «Радосте моя! Христос Воскресе!» И они также обращены к каждому из нас.

Православный христианин так часто в своей жизни углубляется в порчи да сглазы, в электронные концлагеря! Так часто в последние времена человек ждет прихода антихриста! Но разве дело в этом? Неужели дело в том, что небеса свиются как свиток? Не только в этом. Но в том в первую очередь, что Господь наш Иисус Христос явится в Свое Второе Пришествие, чтобы спасти верных Своих. И это тоже будет Пасха. «Избавление от».

Поэтому, дорогие братья и сестры, давайте в этот день Великого Пятка петь вместе с Церковью: «Слава страстем Твоим, Господи!», «Слава долготерпению Твоему, Господи!» – и помнить, что внутри симфонического оркестра скорби уже звучит (пока только едва-едва, но с каждым мгновением все громче и громче) радостная валторна: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (145) раз

Великий вторник Страстной седмицы

Распятие Иисуса

Казнь Иисуса назначили на вторник, 17 апреля 29 г. Поскольку Ирод Антипа и Понтий Пилат отказались признать Иисуса виновным, то они разрешили Каиафе самому наказать Иисуса. Для экзекуции было отведено место в центре города. Для исполнения приговора назначены два палача: один высокого роста, другой немного ниже. Плети, которыми били Иисуса, имели по пять хвостов неравной длины. На конце каждого хвоста были прикреплены железные грузила, чтобы плети крепче обхватывали тело и, сдёргиваясь с него, рвали кожные покровы. Перед тем как отправить Иисуса в путь, его долго и много били. Сначала Иисуса за вздёрнутые руки привязали к столбу и стали хлестать плетьми вначале по спине, затем по груди и по животу. Двое из толпы палками били Иисуса по голове, сломав ему при этом переносицу. Иисус молча вынес все побои, не проронив ни звука. Зато все палачи просто выбились из сил.

Когда после этого наказания Иисуса облачили в белую рубаху, она тут же превратилась в багряницу. На голову Иисусу надели терновый венок, а на шею повесили табличку: «Я-Бог». Надпись была сделана на четырёх языках – на арамейском, на иврите, на греческом и на латыни. Иудейские священники, увидев эту надпись, стали возмущаться. Иисуса хотели казнить как богохульника, как царя-самозванца, но не как Бога. В том, что в Иисусе присутствует некая божественность, никто не сомневался. Любой человек, увидев Христа, начинал ощущать невероятную силу и энергию, исходившую от него, мистический трепет охватывал каждого, кто чувствовал это.
Иисус молча сносил все побои и издевательства, подтверждая своё учение – Бог любит всех, Он не может никому причинить боль и страдание, даже своим палачам. Бог никого не наказывает!

Иудеи кинулись к Пилату, требуя изменить эту надпись на другую: «Я – Царь Иудейский». Пилат отказал им в этой просьбе, заявив: «Что написал, то написал. Вы же его обвинили, что он Бог. Если он считает себя царём иудейским, то это не грех. Царей у Иудеи может быть много. Вы его в этом обвиняете. Я его в этом не обвиняю. Я не хочу, чтобы на мне была кровь этого праведника». В Библии же говорится, что на табличке было написано: «Иисус Назорей – Царь Иудейскиий». Это слишком большая надпись и она просто не могла уместиться на небольшой дощечке на четырёх языках. Первыми это поняли живописцы, которые пытались на полотнах уместить эту надпись, эта надпись просто не умещалась. Тогда был найден выход – на небольшой табличке на кресте просто изображались четыре латинские буквы – JNRJ, которые расшифровывались: Jesus Nazarenus Rex Judaeorum (Иисус Назорей – Царь Иудейский). Писать на табличке непонятные никому четыре буквы было просто бессмысленно. На самом деле была короткая надпись: «Я-Бог», без всяких сокращений. Римские священники, переделывая Библию в 325 году, пытались умолчать этот факт .

Иисус должен сам нести свой крест, на котором предстояло ему принять мучения. Крест, сделанный из дуба, был очень тяжёлый. Высота креста была 2.5 метра, ширина – 1.5 метра. Вместе с Иисусом к распятию приготовили двух преступников, издевательски сказав при этом: «Ты же Бог, а это два твоих ангела, пусть они тебе помогут».

Когда измученный и физически обессиленный Христос падал под тяжестью своей ноши, тогда палачи, идущие рядом, вновь били его плетьми, пока он не поднимался на ноги. Симеон, идущий с поля, увидел, как упал Иисус, разбив себе колено в кровь, и тяжёлая балка креста ударила его по спине и ногам. Тогда Симеон, не думая о том, что с ним будет, бросился на помощь Иисусу. Солдаты, сопровождающие процессию, уже порядком устали, и им надоело вместе с Иисусом тащиться по пыльным и грязным улицам Иерусалима. Поэтому никто Симеона не остановил, а Иисус пошёл рядом, иногда слегка придерживаясь за крест. Иисуса на Голгофу во время крестного пути сопровождала большая толпа. В подавляющем большинстве своём это были люди, которые в него не верили и не признали его учения, но шли посмотреть на казнь из любопытства. Среди них было много тех, кто раньше хотел ходить вместе с Иисусом и кого он отправил от себя, видя их жадность, хитрость, завистливость и алчность. Таких людей Иисус возле себя не держал, и они были обижены и озлоблены за то, что он их отверг. Простые евреи – земледельцы и скотоводы, наоборот, сильно горевали и переживали за Иисуса, но сделать ничего не могли. Они боялись за свои жизни, за своих детей, страх буквально парализовал их волю. Эти люди ещё не созрели для решительных действий, не были готовы ни к восстание, ни к защите кого бы то ни было.

Во время крестного пути одна женщина по имени Вероника вытерла измученному Иисусу лицо платком. И на этом куске материи неожиданно проявился лик Спасителя.


Лик Христа

Голгофа – это холм, имеющий форму черепа, в окрестностях Иерусалима. На еврейском языке «Голгофа» означает «череп».

Сначала был закопан в землю крест. Рядом с крестом была поставлена тумба, похожая на скамейку. Чтобы крест под тяжестью тела не раскачивался в разные стороны, он был крепко прибит к этой тумбе. Распятый человек не висел на кресте, а опирался ногами на деревянную тумбу. При этом ноги его были прибиты к тумбе, чтобы он не мог даже пошевелиться. Это было сделано для того, чтобы казнённый, мучаясь подольше, сохранял силы и не умирал слишком рано. Не все распятые люди были приговорены к смертной казни. Некоторых из них после нескольких дней мучений снимали с креста и отпускали на волю. Руки казнённого были прибиты к поперечной перекладине креста.


Икона «Распятие»
Тема Распятия столь значительна, что русские иконописцы создали несколько ее вариантов. Самый древний и краткий принят от византийцев и воплощен во фресках храма Святой Софии в Киеве XI века. На фресках представлен распятый на Голгофе Христос, ему предстоят Богоматерь и юный Иоанн Богослов. Голгофа представлена в виде горок, внутри которых белеет череп Адама, погребенного по преданию на месте распятия Иисуса Христа.
Самый сложный и многолюдные композиции Распятия появились в XVII в., они наглядно представляли мотивы Апокалипсиса: встающих из гроба метвецов и солнечное затмение в виде скручивающегося небесного свитка. Зримыми стали и страдания Христа.

Икона «Распятие»


Воинов иконописцы располагали по сторонам креста; один из воинов пронзал тело страдальца копьем, другой подносил ему губку, чтобы разжечь раны и возбудить жажду; здесь же были воины, по жребию делившие одежды Христа. Перед распятым Христом кроме Марии и Иоанна появляются плачущие жены, а также Лонгин-сотник – он был первым, кто, глядя на муки Христа, воскликнул: «Воистину, он был сын Божий».
Был еще один вариант Распятия – с разбойниками. Одновременно с Иисусом Христом, по Евангелию, распяли еще двух разбойников; один из них, раскаявшись в содеянном зле, уверовал в Христа как в Бога, и за веру после смерти своей был принят в рай. Иногда русские иконописцы изображали его отдельно, икона так и называлась «Благородный разбойник Рах».

Икона «Благоразумный разбойник»

Икона «Благородный разбойник Рах»

В тело Иисуса Христа было вбито четыре гвоздя. Два гвоздя проткнули ему запястья рук, ещё два гвоздя пронзили ноги. Пока крест закапывали в землю, Иисус обратился с речью к иерусалимцам:
- Дочери иерусалимские, берегите своих детей. Не дайте в их душах поселиться злобе, зависти, жестокости. Будьте милосердны друг к другу, прощайте друг друга, любите друг друга, и тогда Бог поселится в душе каждого из вас. Простите за всё, что я когда-то для вас сделал.

После распятия адская боль пронзала всё его тело. Иисус стискивал зубы от напряжения, стараясь при этом отключить своё сознание, как он этому научился в далёкой Индии и у тибетских монахов. Ему удалось ввести себя в состояние, подобное сну, и хоть немного облегчить свои мучения. Когда стражники предложили ему специальный обезболивающий напиток из уксуса и желчи, который давали всем осуждённым, чтобы облегчить страдания казнённым, он просто молча отвернул в сторону голову. На Иисусе, распятом на кресте, осталась лишь одна набедренная повязка.
«Один из них подбежал, смочил губку в винном уксусе, надел на палку и подал Иисусу, чтобы тот пил». Евангелие Марка.
Из толпы наблюдающих за казнью раздавались крики: «Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси себя сам! Если ты Сын Божий, то сойди с креста!»

Первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
«Других спасал, а себя самого не может спасти. Если он Божий Сын, пусть теперь сойдёт с креста, и мы уверуем в него. Пусть теперь Бог избавит его, если он угоден Ему. Он сам сказал: я Божий Сын».

Разбойники, распятые вместе с ним, вели себя по-разному. Один из повешенных злодеев ругал Иисуса и говорил: «Если ты Христос, спаси себя и нас. Нас из-за тебя распяли, как твоих ангелов. Мы из-за тебя страдаем».
Другой унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а он ничего худого не сделал».
Напоминанием об этих двух распятых с Иисусом служит косая нижняя перекладина на кресте у православных христиан. Поднятый вверх конец как бы указывает на того разбойника, который восхвалял Иисуса, а опущенный конец – на того, который его ругал.

Рано утром на второй день разбойников сняли с креста и отпустили на волю. Они своё наказание отбыли. Иисус же остался висеть на кресте. Солдаты, сжалившись над Иисусом, тронутые его мужеством, сняли с его головы терновый венок. И позволили пришедшим женщинам дать вина казнённому. Иисус провёл на кресте почти неделю.
Иисус своему любимому ученику Иоанну поручил заботиться о своей матери ещё задолго до распятия. Во время казни на Голгофе не было ни Девы Марии, ни Иоанна. Иоанн, узнав о точном дне казни Иисуса, отправился в Назарет за Марией, решив при этом прийти с ней в Иерусалим на второй день после казни. Марию застал он взволнованной, она рассказала ему, что, когда она прилегла вчера отдохнуть после обеда (вторник), ей приснился Иисус – он звал её и просил помощи, проснувшись, она почувствовала страшную боль в сердце, которая до сих пор не прошла. Иоанн не стал ничего рассказывать, объяснив причину своего прихода тем, что Иисус желает её видеть в Иерусалиме в субботу. Мария сразу почувствовала что-то неладное, она не находила себе места ни в последний день перед дорогой, ни в дороге, особенно ей стало плохо, когда до Иерусалима оставалось всего полдня пути.

Когда достигаешь свободы,
То можно ступать по воде,
По воздуху плыть, как по водам.
За это – страдать на суде,
На рабском суде всенародном…
Но страшен ли пыточный крест,
Когда наступает свобода,
Когда ты навечно воскрес!

Великая среда Страстной седмицы

Среда на Страстной неделе – это день, когда Церковь вспоминает предательство Иудой Искариотом своего учителя Христа за 30 сребреников.
Кроме того, в этот день вспоминается Евангельская история о грешнице, омывшей миром голову Иисуса.

Страстная седмица – седьмая неделя Великого поста – целиком посвящена воспоминаниям о страданиях, Крестной смерти и погребении Иисуса Христа.
Согласно Евангелию от Матфея, ночь на среду Господь провёл в Вифании (Мф. 26, 6–17). Здесь в одном из домов некая женщина, которую Евангелист называет грешницей, возлила на голову Иисуса драгоценное миро (смесь растительных масел, душистых трав и смол).

Исторически помазание миром на Востоке употреблялось как при помазании царей и первосвященников, так и в обыденной жизни богатыми и знатными людьми. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду и даже ноги. Зная нелюбовь Христа к роскоши, его ученики разозлились на женщину за своего рода «растрату», так как миро можно было продать за большие деньги, которые затем раздать бедным. При этом сам Христос не только принял её дар, но и сказал: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала». Христос оправдал поступок кающейся грешницы, потому что посчитал, что он продиктован верой и сердечным сокрушением. Эта женщина пришла к Иисусу не затем, чтобы получить телесное исцеление – это было стремление воздать ему честь и получить исцеление душевное.

Кроме того, как посчитал сам Христос, через возлияние мира кающаяся грешница как бы уготовала Его на смерть и погребение: «Возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори».

Итак, Церковь прославляет поступок женщины, одновременно противопоставляя его на контрасте предательству Иуды, которое было совершено в тот же день.

Итак, в церковной службе Великой среды прославляется жена-«грешница» и порицается сребролюбие и предательство Иуды.
В среду, равно как и в понедельник и вторник на Страстной, совершается Литургия Преждеосвященных Даров – последняя в течение Великого поста. Кроме того, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. С этого момента земные поклоны прекращаются до праздника Троицы (исключение – поклоны перед Плащаницей).

Также Великая среда обычно является для верующих днём исповеди накануне Великого четверга. Дело в том, что в четверг на Страстной православные стараются причаститься – но не все прихожане могут успеть исповедоваться в сам этот день, поэтому в храмах накануне идёт большая исповедь. Священнослужители отмечают, что для прихожан вечер среды – это уникальная возможность исповедоваться более подробно, чем в обычные дни, и призывают ею воспользоваться.

Великий (Чистый) Четверг

В четверг Страстной седмицы Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого (Евхаристии).

За два дня до прихода Христа в Иерусалим собрались враги Иисуса, с ними один из двенадцати учеников его – Иуда; за тридцать серебренников он пообещал выдать учителя. Случилось это накануне ветхозаветной Пасхи – древнего праздника в честь счастливого исхода иудеев из Египта. Иисус, как свидетельствуют евангелисты, знал о предательстве Иуды и пасхальную трапезу, последнюю в своей земной жизни, решил разделить с учениками. Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни.


Икона "Омовение ног"
Тема «Омовение ног» в иконописи иногда изображалась отдельно. Христос, в трактовке иконописцев, свершал омовение или стоял с полотенцем в задумчивости перед Петром; Петр с оголенным д околен ногами сидел в позе размышления.

Св. Лука сообщает, что на вечери произошел между учениками спор, кто из них старше. Вероятно, этот спор и явился поводом к тому, чтобы показать ученикам наглядный пример смирения и взаимной любви путем омовения ног апостолам. «Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви: «Явил делом, что возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их». См. .
Апостолы, как и было принято в Пасху, за праздничным столом пробовали мясо пасхального агнца, пресный хлеб, горький салат и вино. Неожиданно для всех Иисус Христос сказал: «Один из Вас предаст меня,- а на вопрос, кто именно, ответил: … тот, кому я, обмакнув, кусов хлеба подам»,- и дал хлеб Иуде. Апостолы не сразу поняли, что случилось, но Иуда под покровом ночи покинул дом.
После бегства Иуды, Христос, оставшись с учениками, преломил хлеб, благословил его и раздал ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть тело мое,- потом взял чашу, благословил и подал ученикам: - Пейте из нее все, ибо сие есть кровь моя Нового Завета, на многих изливаемая во оставление грехов». Так, по преданию, сам Христос показал, каким должно быть христианское богослужение, дал начало христианской Пасхе словами: «Сие творите в мое воспоминание»,- превратил праздничную трапезу в прощальную вечерю, напоминающую о смерти Иисуса Христа.


Икона «Тайная Вечеря».
Сюжет Тайной вечери был широко распространен в древнерусской стенописи, а с XV века – в иконописи.


В соответствии с евангельским текстом, участников трапезы иконописцы компоновали вокруг стола, но Христа всегда можно узнать: правой рукой он благословляет апостолов, левой – держит свернутый свиток. Также безошибочно узнаем Иуду, он тянет руку к чаше.
В XVII веке «Тайную вечерю» помещали над входом в алтарь, такие композиции имеют вытянутую форму. На иконах того времени можно видеть интересные детали, касающиеся русского быта. Так, например, известно, что в старой руси за столом пользовались ножами, тарелки для мяса заменяли большие ломти хлеба. Именно такую «сервировку» можно видеть на иконах XV-XVII веков. Совсем иначе выглядит стол трапезы XVIII столетия, заполненный чашами, кубками и даже вилками, котоыре еще в XVII веке были на пиру лишь привилегией царя и царицы.

События, совершившиеся во время тайной вечери после ухода Иуды, нашли воплощение в теме Евхаристии. Слово «Евхаристия» дословно в переводе с греческого означает «благодать». Так называли обряд , свершаемый во время литургии – главнейшей части христианского богослужения.


Икона «Евхаристия»
Иконография Евхаристии широко распространилась на Руси еще в домонгольское время главным образом в стенописи. Обычно изображали две повторяющиеся сцены: в одной Христос, стоящий у престола, причащает хлебом, в другой – вином. Хлеб и вино символизировали тело и кровь Христа, воплощали идею жертвенности во имя спасения человечества.

В четверг в доме прибирают, пекут куличи, красят яйца. В Чистый Четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться - символически очиститься от грехов и суеты...
В Чистый Четверг крестьяне очищали дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора, грязи и пыли. В первую очередь обновляли и мыли иконы и лампады. Потом тщательно мыли полы, стены, потолки избы, стол и лавки, оттирали песком, скоблили ножом. В народе говорили: «Если в Чистый Четверг вымоешься и вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет»...
После уборки, проведенной в Чистый Четверг, в домах не убирали и не мели полы до Пасхи, чтобы «не засорить глаза лежащему во гробе Христу». В некоторых областях в этот день перемывали всю посуду в доме, а молочные крынки еще и окуривали женскими волосами, объясняя важность этого занятия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя...
В этот день устраивалась большая стирка - перестирывалась вся одежда, постельное белье, скатерти, занавески и полотенца, а также коврики, половики и подстилки. Все выносилось на просушку во двор, а вся семья в ночь с четверга на пятницу ложилась спать на «гороховине», гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере, например, матери учили дочерей, а тещи - невесток: «Все надо выстирать, даже портяночка и та Пасхе радуется»...

Эту икону Богоматери иногда называют «Симеоново проречение» (так же, как и икону «Умягчение злых сердец») – от слов Симеона Богоприимца, когда он, предрекая судьбу Иисуса Христа, обратился к Богородице со словами: «… и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Это оружие (меч) часто изображается на иконе Богоматери направленным в сердце Пресвятой Богородицы. Кроме креста на иконе Богоматери подробно изображены все прочие орудия страстей и предметы, так или иначе связанные с последними днями Христа: рука, ударившая Спасителя по ланите, плеть, гвозди, игральные кости, которыми бросали жребий стражники, делившие одежды Распятого.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

Изображённый на иконе Богоматери столп перешёл в христианскую иконографию из греко-римской мифологии, где он указывал на небожительство изображенного на нём (на вершине столба часто изображался Юпитер). Столп в христианстве стал религиозным символом духовной силы и твёрдости. На иконе Богоматери «Плач при кресте» на столпе изображён петух из евангельского повествования о троекратном отречении апостола Петра до того, как трижды пропел петух. Некоторые исследователи считают, что первоначально на колонне изображался пеликан, как символ жертвенности.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

В одном из древних сочинений рассказывается о том, как самка пеликана в порыве любви задушила своего детёныша, и вернувшийся самец, чтобы оживить умирающего птенца, пропоров свой бок клювом, дал детёнышу напиться своей крови. В эпоху Возрождения сюжет был иллюстрацией концепции, по которой Кровь Христова излилась во спасение человечества. Лестница тоже является одним из инструментов Страстей Христовых – её использовали в поднятии на Христа Крест и снятии Его с Креста.


Икона Божией Матери «Плач при Кресте»

Страстная Пятница

В Великую – Страстную Пятницу верующие вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя Иисуса Христа. В пятницу Иисус Христос "умер" на Кресте.

"Смерть Иисуса"

Когда Иисус перестал дышать, неожиданно началось сильное землетрясение. Многие дома были разрушены, поднялась песчаная буря. Солнца не было видно, наступила тьма. Люди, увидев это, ужаснулись. Сама природа оплакивала смерть Божьего Сына.
«В тот же момент завеса в храме разорвалась на две части сверху донизу. Затряслась земля и раскололись скалы. Раскрылись могилы, и многие умершие праведники воскресли. Они вышли из могил и после воскресения Иисуса пошли в святой город, где их видело много людей». Евангелие Матфея.
«Было около шестого часа, и по всей земле вдруг стало темно, и так продолжалось до девятого часа. Солнце померкло, и завеса в храме разорвалась на две части». Евангелие Луки.
Священники, испугавшись, что сейчас народ поднимется на восстание, тут же усилили возле его тела охрану. После того как Иисус безжизненно поник головой, к нему приблизился солдат и сделал то, что предписывалось правилами,- ткнул копьём ему под ребро. У мёртвых людей из раны появляется чёрная свернувшаяся кровь. У Иисуса из раны стала сочиться свежая алая кровь, это указывало на то, что он на самом деле ещё жив. Поэтому Христа оставили висеть на кресте ещё до пятницы, ожидая полной его смерти.

Погребение Иисуса

В пятницу, 20 апреля , к Понтию Пилату пришёл Иосиф Аримафейский – очень влиятельный человек, один из 72 членов высшего суда Иудеи – синедриона. Иосиф обратился к Пилату с просьбой – выдать ему тело Иисуса Христа для почётного погребения в собственной гробнице. За это Иосиф был готов даже заплатить крупный денежный выкуп. Пилат с большим уважением относился к этому человеку, поэтому удовлетворил его просьбу, не взяв никакого выкупа. К тому же Пилата мучила совесть за то, что по его приказу лишился жизни невиновный человек, праведник. Пилат послал на место казни человека узнать, действительно ли умер Иисус.
В это время возле Иисуса находились два человека – Иоанн Заведеев и старейшина религиозного общества ессеев. Этот старейшина обратился с просьбой к сотнику, руководившему охраной места казни, не перебивать колени умершему Иисусу. По обычаю того времени умершему на кресте раздрабливали колени, чтобы окончательно убедиться в смерти последнего. Старейшина знал, что на самом деле Иисус ещё жив.
Старейшина объяснил сотнику, что распятый действительно был уважаемым человеком и достоин почётного погребения, за него сейчас Понтию Пилату будет заплачен большой выкуп, поэтому не стоит портить тело умершего. Сотник разрешил не ломать колени Иисусу. Он даже знал, что Иисус всё ещё жив, но не стал никому говорить об этом.
«Был день приготовления, и в субботу тела не должны были висеть на крестах, к тому же это была особенная, пасхальная суббота. Поэтому иудеи попросили Пилата, чтобы распятым позволили перебить ноги и снять их тела с крестов. Солдаты пришли и перебили ноги сначала одному распятому, затем другому. Когда же они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже мёртв, и не стали перебивать Его ног». Евангелие Иоанна.
Тайные ученики Иисуса – Иосиф Аримафейский и Никодим, получив от Понтия Пилата разрешение на выдачу тела, приступили к делу. В пятницу в полдень тело Иисуса было перенесено в гробницу Иосифа, находящуюся недалеко от места казни. Иосиф и Никодим, запеленав тело Христа, пропитали бинты раствором, изготовленным из лекарственных масел и бальзамов. Этот раствор Иисус приготовил ещё задолго до своей казни.


Икона "Снятие со Креста Иисуса Христа"
В центре иконописной композиции «Снятие с креста» - обнаженное мертвое тело Христа, перед ним – Мария и Иоанн, Никодим и Иосиф вынимают гвозди из ног Христа. На поземе иконописцы иногда писали корзину, символ того, что Никодим и Иосиф Аримафейский не побоялись открыто отдать Христу последний земной долг – принесли благовония для помазания тела его, как того требовал обычай.

«Никодим принёс около тридцати килограммов смеси из мирры и алоэ. Они сняли тело Иисуса и завернули его вместе с бальзамом в полотна из льняной ткани. Таков был иудейский погребальный обычай». Евангелие Иоанна.
«Иосиф взял его, обернул чистым льняным полотном и положил в принадлежащую ему недавно купленную гробницу, выдолбленную в скале». Евангелие Матфея.


Икона "Положение во гроб"
На первом плане иконописцы писали гроб с телом Христа, у изголовья гроба – приникшую к мертвому Сыну Марию, а рядом с ней – Иоанна; здесь же стояли Иосиф Аримафейский и Никодим, пришедшие на Голгофу женщины. «Положение во гроб» в западном искусстве называется «Оплакивание». В русской живописи этот сюжет известен с середины XII века в фресках Спасо-Преображенского монастыря Мирожского собора в Пскове. В иконописи тема распространяется, очевидно, с XV века, когда сформировался иконостас.

До четырёх часов вечера длились все процедуры. Затем тело Иисуса, смазанное благовониями, аккуратно запеленатое в бинты, завернули в огромную белую плащаницу. Утром на тело Иисуса пришли взглянуть римские солдаты и убедились, что он действительно погребён по всем законам. После того как все проверяющие убедились в смерти Иисуса, вход в гробницу был завален большим камнем.
Утром иудейские священники были просто в шоке, узнав, что Иисус погребён в личной гробнице Иосифа Аримафейского - члена того самого синедриона, который и осудил Иисуса на смерть. И ему помогал другой член синедриона - Никодим. И римский наместник Понтий Пилат распорядился выдать тело казнённого богохульника для почётного погребения.
Первосвященникам показалось, что здесь кроется какой-то заговор против них. Священники и фарисеи обратились с просьбой к Пилату:
- Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну.

Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики его, придя ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мёртвых. Иначе будет последний обман хуже первого.
Пилат, который был сильно зол на священников, до этого угрожавших ему доносом в Рим, резко ответил им:
- Имеете стражу – пойдите, охраняйте, как знаете.

Каиафа распорядился поставить у гробницы стражу и приложить к камню печати. Ему не понравилось поведение Пилата, который слишком явно сочувствовал Иисусу. На римскую власть более полагаться было нельзя – теперь следовало всё делать самим.

В Страстную Пятницу нельзя, шить, стирать, заниматься домашними и полевыми работами. Хотя в некоторых регионах в Страстную Пятницу пекут куличи и садят капусту.
А в ряде католических стран страстная пятница даже выходной день.

Страстная пятница у православных и грекокатоликов - самый скорбный день в году.
В храмах трижды читают Двенадцать Евангелий - отрывки о событиях страстной пятницы две тысячи лет назад - прощальная беседа Христа с учениками, молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода.
В этот день верующие ничего не едят до выноса плащаницы - момента, когда из-за алтаря на середину храма выносят плат с изображением Христа во гробе в полный рост. Это обычно происходит во второй половине дня.
Но даже после этого есть можно только хлеб и пить воду. Исключения делают только для детей и больных.

Приметы страстной пятницы

В народе сохранилось множество суеверий и примет, связанных со страстной пятницей. Некоторые из них удивляют.
Например, в страстную пятницу никакой домашней работы делать нельзя: ни шить, ни стирать, ни даже резать. Интересно, что при этом во многих регионах Украины есть обычай печь пасхальные куличи - паски - именно в пятницу.

Великая суббота

В этот день: время умиротворения и гармонии, вспоминают пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад, освящают куличи и яйца.


Икона «Сошествие в ад»
В древнерусской живописи «Воскресение Христово» изображали в виде «Сошествия в ад». Центр композиции – изображение Христа в светлой лучистом ореоле славы над черной бездной ада. По сторонам от Христа – поднявшиеся из гробов ветхозаветные праведники, Иисус Христос протягивает руку Адаму и Еве.
Иногда картину ада художники конкретизировали: писали разрушенные створки адских врат, сорванные с них ключи и замки; сам ад олицетворял бывший там сатана, которого связывали ангелы.

Последний день страстной недели. Великая Суббота - день безмолвной молитвы. «Да молчит всякая плоть человеча» у гроба Господня. Время умиротворения и гармонии, внутреннего ожидания воскрешения Спасителя. В этот день вспоминаются пребывание Иисуса во гробу и сошествие Его в ад для возвещения там победы над смертью.

Покой дня субботнего не тоже самое, что безделие. Покой лишь внешнее проявление, т.к основная духовная работа в этот день уходит внутрь человека.

Еще на Утрене народ с зажженными свечами, как принято на отпевании, повторяя «Трисвятую песнь», обходит храм. Великая Суббота для верующих – миг прикосновения к тайне, когда сердце наполняется предпасхальной радостью. Когда свершается великое чудо в Иерусалимском храме Воскресения – схождение Благодатного огня .

Как лучше провести день Великой Субботы православным верующим?
В этот день:
посещаем богослужения;
освящаем яйца, куличи, творожную Пасху;
стремимся сердцем почувствовать схождение Благодатного огня Божественной любви к нам;
готовимся достойно встретить Светлое Христово Воскресение.
В Великую Субботу в продолжение всего дня в храмах совершается освящение куличей, пасок и яиц. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и длятся до ночи, так что последние песни субботней пасхальной полунощницы сливаются с голосами пасхальной заутрени.

Древний обычай христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение апостольских деяний. И, ввиду того, что предыдущий день прошел в строгом посте и предстояло долгое бдение, в Великую Субботу Церковь разрешает православным подкрепить свои силы благословенными хлебом и вином.


Сошествие во ад. Икона.

Икона «Сошествие во ад».

"Слово «чистилище» взято из католичества, но с католическими представлениями панорама того, о чем пойдет речь, совпадает далеко не во всем. Можно было бы применить к этим слоям также термин «шеолы», но иудаистические картины этих теневых стран умерших тоже отнюдь не будут повторены в моем изложении.
Чистилища различных метакультур несколько отличаются друг от друга; даже отдельно взятое, каждое из них претерпевает значительные изменения на протяжении веков. Сформировались они тоже в различные эпохи. В метакультурах древности, включая Византию, их не было вообще. Точнее – на их месте были миры безысходного страдания; отголосок мистического знания о безвыходности страдалищ явственно слышен в большинстве древних религий.
Позднее в чистилища были превращены некоторые слои метакультур еврейства, христианства и ислама: здесь решающее значение имело воскресение Иисуса Христа, Его схождение в демонические миры и последовавшая затем, в течение ряда веков, борьба христианских синклитов с демонами за смягчение Закона возмездия".
© Даниил Андреев - «Роза Мира»


Икона четырех страстей Христовых
«Страсти» значит «страдания», под этим словом объединяют композиции на евангельские легенды, повествующие о предательстве Иуды, суде над Иисусом Христом, заключении его в темницу, бичевании и распятии. Заканчивается цикл воскресением Иисуса Христа.
Страсти Христовы изображали еще древние христиане, их иконографическую традицию восприняла Византия, тему страданий Христа широко трактовала западно-европейская живопись. В иконописи наиболее полное воплощение она нашла в композиции клейм житийных икон. С XV века страстные иконы: «Распятие», «Сошествие во ад», «Снятие с креста», «Положение во гроб» - вошли в иконостас. В XVI-XVII веках появился сборник иконописных рисунков «Лицевые страсти», круг иконописных сюжетов расширился, в него вошли: «Суд Пилата», «Поцелуй Иуды», «Несение Креста» и другие. В XVII веке появляется дополнительный ряд иконостаса «страстной».

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Последняя пятница перед Пасхой называется Страстной, поскольку именно в этот день предатели распяли Иисуса Христа. Конечно, все христиане с большим почтением и даже трепетом относятся к этой памятной дате.

Приметы, обычаи и поверья в Страстную пятницу перед Пасхой

За долгие века Страстная пятница приобрела довольно много интересных народных примет и поверий. Их помнят и сегодня и применяют перед Пасхой, чтобы весь будущий год был счастливым и сытным. Напомним, что в 2018 году Страстную пятницу встречают 6 апреля.

Народные приметы и поверья

Что касается народных примет Страстной пятницы, то они дошли даже до наших дней:

  1. Если именно в этот день испечь буханку хлеба (в том числе и пасхальный кулич), он не заплесневеет в течение многих дней. А к тому же еще сможет зарядить человека целебной энергией, спасающей от разных болезней.
  2. Если пойти на Страстную пятницу в церковь и освятить серебряное кольцо, оно послужит амулетом от несчастных случаев и поможет уберечь здоровье.
  3. В этот день не следует протыкать землю железом (лопатой, вилами и т.п.) – считается, что это большой грех и дурной знак. Те, кто так рискует, могут навлечь на себя неблагоприятные последствия (вплоть до ран и крови).
  4. Женщинам в этот день лучше отложить некоторые домашние дела. Так, не нужно шить, вязать, убирать в доме, стирать. Лучше также воздержаться и от стрижки волос и наведения красоты.
  5. Если младенец уже подходит к тому возрасту, когда принято отнимать от груди, необходимо сделать это именно в Великую пятницу. Тогда ребенок вырастет сильным и здоровым.
  6. А еще есть интересное наблюдение: если в ночь на пятницу так ясно, что можно увидеть все звездное небо, то и урожай в этом году будет хорошим, а пшеница - зернистой.
  7. Сон с Чистого четверга на Страстную пятницу предсказывает будущее, Обычно такой сон наполнен точными предсказаниями.
  8. В Страстную пятницу после службы в храме нужно принести домой 12 горящих свечей, которым не дают догореть до конца. По примете, такие пятничные свечи приносят достаток и счастье в дом, где хранятся.

Заговоры для Страстной пятницы

В особый день Страстной пятницы читают специальный заговор для оздоровления страдающих от депрессии. Для этого вам нужно взять три пасхальных крашеных яйца, опустить в воду, В это время нужно читать особый заговор:

Укрепи мои верные слова, Господь, укрепи, Христос, рабу Божью (имя). Как люди радуются светлой Пасхе, так и раба Божья (имя) пусть будет жизни рада. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.

Этой заговоренной водой больной потом должен умыться.

Также считается, что на Страстной неделе можно совершать обряды по избавлению от пьянства и алкоголизма. Именно на Чистый четверг и на Страстную пятницу они имеют особую силу.

Итак, что нужно сделать:

  • из печи в Страстную пятницу берется печная зола.
  • зола выносится из дом и высыпается на перекрестке, где нет машин..
  • при этом трижды читается заговор:

Как эта зола не даст ростки, а ростки лепестки, из лепестков плод, так раб (имя) вина не возьмет в рот: ни в воскресенье, ни в субботу, ни в пятницу, ни в четверг, ни в среду, ни во вторник, и ни в понедельник. Аминь. Как эта зола ключом не забьет, соловьем не запоет, так и раб (имя) вина зелена не запьет. Аминь.

Как эта зола не опоросится, не ощенится, так и раб (имя) навсегда с вином простится. Не будет пить: ни в воскресенье, ни в субботу, ни в пятницу, ни в четверг, ни в среду, ни во вторник, ни в понедельник, ни по будням, ни по праздникам Святым. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь.

В день Великой пятницы женщинам и девушкам будет полезно узнать о специальном обряде и заговоре - на укрепление мира и гармонии в семье. Что нужно для этого сделать:

  • В Страстную пятницу нужно испечь небольшой хлебный колобок.
  • Произнести над хлебом слова заговора (читайте ниже).
  • После разделите хлеб напополам. Одну половинку должен съесть съедается тот, кто проводит обряд.
  • Другую половину колобка нужно хранить весь год за иконами.

Господи, спаси, сохрани, оборони. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    День рождения в Страстную пятницу - приметы

    Иногда родители волнуются: какая судьба ожидает ребенка, рожденного на Страстной неделе, и особенно в Великую пятницу?

    • Некогда в старину считалось, что если ребенок родился в Страстную пятницу, то его непременно нужно было отнести к бабке - чтобы она его отчитала от будущих бед и от тяжелой судьбы.
    • Не стоит волноваться сегодня по этому поводу: на судьбе малыша трагизм этого дня никоим образом не отразится.
    • Кстати, у представителей церкви на этот счет есть свое мнение. Неприятности, которые будут случаться в жизни ребенка, рожденного в Великую пятницу, в конечном итоге обратятся в большую радость.
    • А вот если на Страстную пятницу выпал день рождения, то лучше перенести пышные празднования и поздравления, или же отметить так скромно, как только возможно.

    Приметы на Великую субботу перед Пасхой

    По сути, пятница плавно переходит в субботу, и оба этих дня накануне Светлого Воскресения имеют очень похожую атмосферу. Поздно вечером в в пятницу тело Иисуса Христа сняли с креста, и в течение всей субботы оно пролежало в гробнице. Поэтому этот день также называют тихим: разумеется, категорически запрещается шуметь, веселиться и тем более конфликтовать.

    А самое главное – в народе сложилась традиция, которая во многом похожа на Прощеное воскресенье (последний день перед наступлением Великого поста). Принято просто попросить прощения и примириться с теми людьми, с которыми, возможно, возникли разногласия.

    Пусть это будет временный и даже совсем скромный компромисс. Но ведь любое дело начинается с первого решения, как и дорогая в тысячу миль начинается с первого шага.

    Что нельзя делать на Великую пятницу и субботу

    Конечно, приметы перед Пасхой, а также народные поверья призывают нас к каким-то действиям или как минимум – к наблюдениям за природой. А с другой стороны, верующему человеку полезно знать и о том, что нельзя делать в Страстную пятницу, чтобы сложилась четкая картинка правил.

    Вот на что следует обратить внимание в первую очередь:

    1. Очевидно, что в Страстную пятницу, Великую субботу и само Светлое Воскресение вам не стоит раздражаться, ругаться, а значит, не нужно затевать выяснение отношений. Для этого есть другие дни – к чему же тогда омрачать память Христа и праздник Пасхи?
    2. Не следует пить алкоголь, принимать участие в застольях, вечеринках.
    3. Супругам рекомендуется воздержаться от взаимных наслаждений. Строгого запрета на интимную близость нет, однако интуитивно понятно, что воспоминания об Иисусе Христе, сопричастность с его страданиями не предполагает плотских утех и занятий любовью.
    4. Конечно, стоит исключить любые праздные разговоры, пересуды, пустопорожние новости, сплетни, пространные рассуждения, шутки. Понятно, что Страстная пятница– это день памяти и скорби по Иисусу. И любое оживленное общение может просто развеять обстановку священного почитания умершего Спасителя.

    Великий пост в Страстную пятницу: что можно кушать

    Наконец, те, кто соблюдает Великий пост, знают о том, что в Страстную пятницу запрещается потреблять какую-либо пищу вплоть до выноса плащаницы из храма (это происходит около 15 часов, т.е. после обеда). А после можно в течение всего дня только кушать любой хлеб (но только не сладкую выпечку) и пить воду.

    Подобный запрет длится вплоть до ночи на воскресенье, когда после службы верующие радостно воскликнут с новостью: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

    Конечно, столь строгий запрет не касается людей с ослабленным здоровьем, детей, пожилых, а также тех, кто трудится физически и просто может потерять силы от голодания.

    Таким образом, народные приметы и обычаи на Страстную пятницу и Великую субботу перед Пасхой напрямую связаны с событиями, которые произошли в эти дни около двух тысяч лет тому назад.

    Конечно, доверять ли этим народным представлениям или нет – личное дело каждого. В любом случае если примета поможет человеку искренне поверить в чудо и настроиться на новую светлую волну перемен, это гораздо лучше, чем ни во что не верить и ничего не ждать.

    По материалам сайта RosRegistr

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Новое на сайте

>

Самое популярное