Домой Занимательная астрология Чем смысл жизни философы. Смысл жизни как предмет научного исследования и его место в современном мире. Что говорит по этому поводу гедонизм

Чем смысл жизни философы. Смысл жизни как предмет научного исследования и его место в современном мире. Что говорит по этому поводу гедонизм

Киренаки были сторонниками одной из ветвей учения Сократа. Эта группа была основана около 400 года до нашей эры в Северной Африке, ее возглавил Аристипп, один из учеников Сократа. Их учение содержало положение о том, что опыт и знание, доступные отдельному человеку, всегда субъективны. Поэтому ни один человек не сможет увидеть мир так, как его видит другой. Они также считали, что мы не знаем ничего определенного о мире, а единственное доступное знание — это чувственный опыт.

Они учили, что единственная цель жизни — испытывать удовольствие в настоящем, вместо того, чтобы делать планы на будущее. Первостепенны физические наслаждения и человек должен принимать все меры к тому, чтобы максимизировать их количество. В целом, это была очень эгоистичная точка зрения, ставившая удовольствие отдельного человека выше благополучия общины, города или страны.

Киренаики игнорировали не только чужую философию, но и традиционные социальные нормы. Так, Аристипп учил, что в инцесте нет ничего дурного — по его мнению, только общественная условность привела к табуированию родственных браков.

Моизм

Моизм разрабатывался китайскими философами примерно в то же время, когда в эллинистическом мире появились киренаики. Это учение создал Мо Ди, который одним из первых в Китае поставил вопрос о смысле жизни. Он наметил 10 принципов, которым должны следовать люди в повседневной жизни, центральным из которых стала беспристрастность.

По этому учению, смысл жизни будет достигнут тогда, когда каждый человек будет в равной степени уделять внимание всем остальным, не ставя никого из людей выше других. Это означало, разумеется, отказ от роскоши, богатства и удовольствий. Моисты видел идеал человеческих отношений в равенстве и верили, что будут вознаграждены за это таким же равенством в загробной жизни.

Циники

Циники были еще одной группой, близкой к Сократу. Они находили смысл жизни в том, чтобы жить повинуясь больше естественному порядку вещей, а не этике и традициям. Циники считали, что такие социальные условности, такие как богатство или лицемерие, мешают людям достигать добродетелей.

Они не отказывались от общественных установлений целиком, но считали, что каждый человек вырабатывает свои личные представления о добре и зле и имеет право пойти против общества, следуя своим установкам. Отсюда возник принцип «парезии» - принцип говорить правду.

Еще одним важным принципом цинизма была самодостаточность. Циники полагали, что свободу человек может сохранять только если он готов в любой момент отказаться от общения с другими людьми и благ цивилизации.

Альберт Эйнштейн

Эйнштейн был одним из самых выдающихся представителей человечества. В 1951 году молодая женщина спросила у него в письме, в чем смысл жизни. Ответ был коротким: «Чтобы создавать удовлетворение для себя и для других».

В письме своему сыну Эдуарду Эйнштейн был более конкретен. Он написал ему, что верит в «высшую стадию сознания как высший идеал», а человеческая способность создавать новые вещи из ничего — это больше, чем мы можем подумать. Именно акт творения позволяет нам испытывать счастье. Он также напоминал, что творить нужно не из желания запомниться, а из любви к вещи, которую создаешь.

Дарвинизм

У Чарльза Дарвина были сложные отношения с религией и с религиозным значением смысла жизни. Первоначально он придерживался христианских убеждений, но позже его представления заметно поколебались.

Некоторые его наследники стали практически обожествлять эволюцию — ведь именно она обеспечила появление человека. Они видят в этом высший смысл эволюции и полагают, что она неминуемо должна была привести к современным людям. Некоторые, напротив, подчеркивают, что эволюция — это сочетание цепочки случайностей и способностей к выживанию. Но и те, и другие согласны, что смысл жизни в том, чтобы передать часть своей ДНК будущим поколениям.

Нигилизм

Чаще всего слово «нигилизм» ассоциируется с предшественниками русских революционеров начала XX века, но этот термин куда более сложен. Нигилизм — от латинского hihil («ничто») - полагает, что таких вещей как «ценность» или «смысл» в природе не существует, а потому и существование человека смысла не имеет.

Ницше полагал, что распространение нигилистических убеждений со временем приведет к тому, что люди прекратят какую-либо деятельность в принципе. Этого, как мы видим, не произошло, но нигилизм как безразличие к происходящему все-таки остается популярным.

Тибетская философия

Эти учения распространены в Тибете и других частях Гималаев. Очень похожая на классический буддизм тибетская философия полагает, что смыслом жизни является прекращение земных страданий. Первым шагом к этому является понимание мира. Поняв мир, вы сможете прийти к знаниям, необходимым для прекращения страданий.

Философия предоставляет возможность выбрать «Путь малых возможностей», на котором человек занимается прежде всего своим спасением из мира, либо «Путь больших возможностей», на котором человек помогает другим. Истинный смысл жизни обретается в практике. Тибетская философия запоминается еще и тем, что она предлагает своим последователям точные инструкции по поведению.

Эпикурейцы

Эпикурейскую философию часто чрезмерно упрощают. По Эпикуру, все состоит из мельчайших частиц, в том числе и человеческий организм, который складывается из частиц души. Без частиц души тело мертво, а без тела душа неспособна воспринимать внешний мир. Таким образом, после смерти ни душа, ни тело не способны продолжить существование. После смерти нет ни наказания, ни награды — ничего. Это значит, что человеку надо сосредоточиться на земных делах.

Частицы души способны испытывать и удовольствие, и боль. Поэтому нужно избегать боли и получать удовольствие. С тем, что мы не можем контролировать (неожиданную смерть), нужно просто смириться.

Это не означает, что можно делать все, что хочется. Даже если ограбление банка принесет некоторые приятные впечатления, настоящий эпикуреец помнит, что чувства вину и тревоги могут принести затем больший дискомфорт. Эпикурейцы также привержены дружбе, самому приятному, безопасному и надежному чувству, которое может быть доступно человеку.

Ацтекская философия

Высший смысл жизни у ацтеков заключался том, чтобы жить в гармонии с природой. Такая жизнь позволяет продолжать энергию и образовывать новые поколения. Эта энергия называлась «теотль» и была не божеством, а чем-то вроде джедайской Силы. Теотль наполняет собой мир, все наши знания и простирается за пределы знаний.

В теотль есть полярные противоположности, которые борются друг с другом и тем самым сохраняют равновесие во Вселенной. Ни жизнь, ни смерть не плохи — они лишь часть цикла. Ацтеки полагали, что правильнее всего оставаться на середине, не стремясь к богатству и пользуясь тем, что уже есть, с умом. Это было залогом того, что дети получат мир в том же состоянии, что и отцы.

Стивен Фрай и гуманисты

Стивен Фрай — один из ярких представителей современного гуманизма — ставит вопрос о смысле жизни так, чтобы он касался каждого, вне зависимости от пола, убеждений, расы или возраста. В гуманизме нет конкретного смысла жизни. Каждый человек находит собственный смысл в жизни. Вместо того, чтобы искать его вовне, человек должен найти его внутри себя, думая о том, что делает его счастливым.

Потому что смысл жизни действительно будет для каждого из нас своим. Кто-то хочет создать шедевр, кто-то — благотворительный фонд. Или посадить сад, усыновить ребенка, подобрать животное с улицы... Нет единственного правильного ответа на вопрос о смысле жизни — каждый вырабатывает этот ответ самостоятельно. И, кажется, именно эта теория позволяет быть счастливыми наибольшему числе людей.

  • Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.
  • Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина
  • Противоречия во взаимодействии природного и социального в человеке ставят перед человеком и обществом проблему осознания и понимания смысла человеческого существования.

    Размышляя о своей судьбе, каждый человек думает не только о содержании общественного развития, о состоянии духовности общества, но и о конкретном содержании и самосознании своей собственной жизни. Осмысливая свою собственную жизнь, человек ищет ответ не только на вопрос об объективном значении своего бытия, он и на вопрос о ее субъективном смысле. Размышления о смысле и цели жизни для многих людей оказываются исходным пунктом в выработке основной линии жизни. Отклонения от этой линии нередко оборачиваются нравственными переживаниями, а иногда и гибелью человека.

    Вопросы о смысле жизни возникают в сознании человека не только тогда, когда он сталкивается с критическими житейскими ситуациями, вызывающими душевный надлом и крушение идеалов, но и в условиях повседневной жизни. По мнению известного психолога В. Франкла, смысл жизни человека не является неизменным, он претерпевает постоянные изменения, порождаемые течением жизни.

    Цель и смысл индивидуальной жизни каждого человека должен быть увязан с социальными идеями и общественными идеалами, определяющими смысл человеческой истории и общества, в котором данный человек живет и трудится.

    Обычно смысл жизни человек скорее чувствует, чем знает. Когда человек пытается ответить на смысложизненные вопросы, он в первую очередь пытается сформулировать сознательную цель своего существования, которая организует его жизнь. Поэтому вопрос о смысле жизни человека тесно связан с проблемой мироощущения личности и поиском социально оправданных целей.

    Здесь мы подходим к проблеме экзистенциализма: жизнь бессмысленна с объективной точки зрения, мы сами находим себе смысл существования, человек - свой собственный проект (Ж.-П.Сартр). Верно ли это? Как постановка проблемы - да. Но интервальный подход подчеркивает и объективный момент: дело в том, что смысл жизни не только во мне и для меня, он некоторым образом детерминирован обстоятельствами, моими объективными возможностями, наличием некоторых данностей, возможностью вхождения в те или иные социальные структуры. Когда утверждается, что существуют разные измерения человеческого бытия, то этим еще ничего конкретного не сказано, мы только определили методологию подхода. Суть заключается в том, чтобы показать, что именно составляет смысл жизни в том или ином измерении.
    Конечно, можно считать, что смысл жизни абсолютно субъективен (как полагают экзистенциалисты); в этом случае любая фантазия, причуда может стать смыслом бытия. Но чаще, если мы задаем этот вопрос, мы хотим услышать в ответ что-то нетривиальное, подлинное, некий вывод "мудрости людской", чтобы нам не растранжирить время, не пойти по ложному пути, не упустить жизненных возможностей по незнанию.
    Смысл человеческого существования, конечно, тесным образом связан с центральным вопросом "Что есть человек?". Но, как пишет Р. Цанер, когда я ставлю вопрос о бытии человека, то я тем самым ставлю под вопрос самого себя. Осмысливая бытие человека, я тотчас оказываюсь рефлектирующим и над своим собственным бытием. Я, задающий вопрос, есть тот, кто стоит под вопросом. Я одновременно являюсь и субъектом и объектом исследования и, таким образом, сталкиваюсь с необычной "метапроблемой", которую нельзя разрешить с помощью способов, выработанных в эмпирических науках или в традиционной философии. Мы раскрываем себя как бытие, которое конкретно существует в поисках себя.
    В истории духовных исканий человечества можно выделить три главных направления в решении центральной аксиологической проблемы: смысл жизни - находится за пределами жизни - в объективных порядках бытия, в Боге, абсолюте, в над личностных ценностях, в служении человеку; изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях, иными словами, ценность и смысл жизни - в самой жизни, писал Гете. По Ж.-П. Сартру, человек проектирует, формирует свою собственную сущность, свой собственный смысл. Мартин Хайдеггер полагает, что хотя субъективность и конструирует саму себя, но происходит это через посредство связанных с реальностью трансцендентных актов. Другой мыслитель, Мерло-Понти считает, что "Я" и «мир» взаимно определяют друг друга.
    Свобода самореализации противостоит отчуждению. Смысл жизни - в свободной и духовно полноценной самореализации, в творческом выявлении всех потенциальных возможностей. Как вернуться к самому себе, как обрести мир в своей душе, как найти гармонию? Если идея самореализации - ключевая смысложизненная стратегема верна, то она должна найти подтверждение в истории культуры, в духовных практиках прошлых эпох, в религиозных и философских учениях. Культура нашла различные способы, технологии, процедуры, рецепты самореализации. Всякое философское открытие такого типа сопровождалось рецептом, некой процедурой. Фрейд предложил психоанализ, экзистенциалисты предлагают мысленную ситуацию "лицом к смерти", существуют также разные формы медитации. Говоря о фундаментальных измерениях человеческого бытия, Мартин Бубер отмечал: "Тройное жизненное отношение человека - это его отношение к миру и вещам, его отношение к людям - к отдельному человеку и к человеческому множеству и его отношение к той тайне бытия, которая хоть и просвечивает в вышеназванных отношениях, но бесконечно превосходит их, к той тайне, которую философ называет абсолютом, а верующий Богом...". Очевидно, что каждое из этих отношений является сущностным, т. е. задающим соответствующий интервал бытия человека, в каждом, из которых человеческое существование выступает именно как данная сущность.


    Так, в первом интервале человек относится к другому, как к вещи, независимо от того, материальная ли вещь перед ним или другой человек, ибо в данном взаимодействии осуществляется "субъект-объектный" тип отношений. Более того, человек в рамках "вещного" мира и сам выступает как объект манипулирования со стороны других людей. Поэтому можно сказать, что это - мир неподлинного бытия, в котором человек утрачивает себя. Во втором случае мы имеет реализацию "субъект-субъектного" отношения, когда человек относится к другому не как к вещи, "говорящему орудию", не как к средству для достижения своих субъективных целей, а как к самоценности, как к цели. В рамках данного среза человеческих отношений преодолевается отчуждение человека от своей собственной сущности. Здесь восстанавливается гармония истины, добра и красоты, принципы свободы и справедливости. Это - начало духовности, но в ее единичном выражении (на уровне семьи, малой социальной группы). Здесь еще нет осознания единства и гармонии с целым. Человек еще не поднялся до понимания универсального масштаба духовности, ее трансперсональной сущности. В третьем случае рассматривается "метафизический" уровень существования человека. В современной технократической цивилизации этот уровень нередко воспринимается как третьестепенный, малозначимый, почти как отклонение от нормы. Между тем, в истории человечества известны эпохи и страны, где космическое измерение бытия служило основой мироощущения и отправной точкой человеческой экзистенции.
    Итак, есть три уровня существования индивида - органический, социальный, духовный. Первый уровень - это "Я - Оно": человек познает мир, он обследует поверхность вещей и знакомится с ними, он добывает сведения об их структуре. Таким образом, "Я" познает Нечто. Но, познавая Нечто как объект, как вещь среди других вещей, человек остается не причастен миру. Дело в том, что мир не сопричастен процессу познания. Естественно, что может существовать другой срез, связанный с внеутилитарным отношением. Это те отношения, которые М.Бубер определяет как пара "Я - Ты". "Кто произносит "Ты ", не имеет никакого нечто в качестве объекта". "Ты " безгранично. Ту же самую идею можно выразить в других терминах, а именно: как два типа отношений -духовности и без духовности. Среди всех существ на нашей Земле человек - единственное, которое осознает неизбежность своей смерти. И, может быть, эта печальная привилегия людей имеет некий потаенный смысл для человека как космического феномена. Ведь, в сущности, вся история культуры - это бесконечно разнообразные попытки прикоснуться к бессмертию.

    Ценностная природа смысла жизни проявляется в избирательном отношении человека к идеалам, целям и традициям, а также к информации и идеологии. Человек живет в мире идеалов, которые определяют его выбор. Отсутствие идеалов, именуемое социальной аномией, порождает чувство психологического и социального дискомфорта, ощущение пустоты и бессмыслицы существования.

    Утрата смысла жизни – трагедия человеческой души, которая ведет к потере человеком собственного бытия. Человек, считающий свою жизнь бессмысленной - глубоко несчастный человек. Только человек, обладающий жизнеутверждающей позицией, способный радоваться всем проявлениям бытия, не требующий от жизни многого, лучше адаптирован к житейским переживаниям. Такой человек умеет быть благодарным судьбе за самые незначительные удачи, что обеспечивает ему душевное равновесие и долголетие. Может быть, именно в этом и заключается смысл жизни, что, кстати, утверждали и наши предки, по мнению которых, «смысл жизни – в самой жизни».

    Человек, способный при любых обстоятельствах оставаться Человеком по отношению к другим людям, живущий в соответствии с высокими нравственными принципами, находит смысл жизни в конкретных житейских ситуациях – в труде и творчестве на благо других людей. Такой человек в большей степени ценит дружбу, любовь, простые житейские радости, чем материальные ценности. У такого человека много друзей, которые рады ему ради него самого, а не ради тех презентов, которые он им может подарить.

    Жизнь человека – это благо, которое человек должен использовать, чтобы раскрыть и реализовать свои способности, чтобы реализовать свой личностный потенциал. Только в этом случае, он способен сделать свою жизнь осмысленной. Направленность на личностную самореализацию и самоактуализацию помогают человеку наполнить свою жизнь подлинно человеческим существованием.

    Поиск смысла жизни – это поиск социально оправданной жизни. Неспособность человека стать значимым для другого приводит к ощущению социальной изоляции и одиночества, к переживанию бессмысленности своего бытия.

    Основные понятия: человек, природа человека, сущность

    человека, философская антропология, «заброшенное существо», «бездомное существо», «одномерный человек», постчеловек, компенсатор, смысл жизни.

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Факультет Прикладной Математики и Информатики

    Реферат по Философии

    Тема: Философия смысла жизни

    Выполнил: Штабель А.А.

    Преподаватель: Глухачёв В.В.

    1.Проблема смысла жизни. 3

    2.Философы Древнего Рима и Греции 4

    3.Основные философские течения. 6

    3.2.Нигилистские взгляды. 8

    3.3.Позитивистские взгляды. 9

    3.5.Прагматические взгляды. 10

    4.Проблема смысла жизни с точки зрения религии. 11

    5.Русские философы о смысле жизни. 15

    Список использованной литературы: 18

    Я выбрал именно эту тему для реферата, по той причине, что проблема смысла жизни затрагивает не только философию, но и нашу повседневную жизнь.

    Многие (если даже не все) люди задумываются в определённый момент жизни, над тем, зачем же они существуют. Но вряд ли кто-то сможет точно сформулировать это и объяснить. Это знание заложено где-то в подсознании человека и, по сути, является совокупным его мнением о жизни в целом, на основании уже приобретённого им опыта. Люди могут дать ответ на этот вопрос, но только в некотором индивидуальном плане. Ведь как говорится: разные люди – разные мнения. В зависимости от классовой и религиозной принадлежности, люди имеют разные представления о смысле жизни. Однако, если взять определённую группу людей, относящуюся к одному классу одной эпохи, то их мнение будет иметь общий характер, хотя будет различаться по некоторым параметрам.

    На протяжении всего существования науки Философии, её приверженцы задавались вопросом, в чём смысл жизни. И ответы на этот вопрос были различны в разные эпохи и для каждого философа в отдельности. В своём реферате я собираюсь рассмотреть и сравнить мнения философов о смысле жизни в разные эпохи существования человечества.

    Проблема смысла жизни.

    Проблема смысла жизни самым тесным образом связана с проблемой человеческой сущности. Они пересекаются по многим критериям и зачастую даже совпадают. Ведь и та и другая имеют дело с человеком – высшим феноменом материального мира.

    Философы Древнего Рима и Греции

    Согласно с учением стоиков, целью для человеческих стремлений должна быть нравственность, которая невозможна без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель, в свою очередь, состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом. Идеал жизни для стоиков - невозмутимость и спокойствие по отношению к внутренним и внешним раздражающим факторам.

    В античное время люди не задумывались о смысле жизни, таким образом не отделяя своего собственного существования от существования природы. Отсутствие понятия личности, как таковой, лишало ее и права на осмысление существования. Смыслом тогда обладало лишь существование рода. И этот смысл был в продлении и распространении своего рода. Смысл жизни отдельного человека как раз и состоял в подчинении, слиянии ее со смыслом рода и обеспечении действия этого смысла.

    Однако движимые философами древности и их потомками, люди постепенно начали пытаться осмыслить своё существование, и таким образом со временем образовались различные философские течения, связанные с различными позициями относительно смысла жизни и бытия.

    Основные философские течения.

    Экзистенциализм.

    В своей работе “О ничтожестве и горестях жизни” Шопенгауэр делает выводы: «… от природных, общественных и людских стихий человек страдает, печалится, лишается покоя и радости…», «…жизнь его проходит в беспрерывной борьбе за самое существование, на каждом шагу ему угрожает гибель…», «…самое счастливое мгновение человека – это когда он засыпает, самое несчастное мгновение – когда он пробуждается…».

    Взгляды Шопенгауэра, как мы знаем, стали одним из теоретических источников экзистенциализма. Это течение рассматривает не только сущность человека, но и смысл его жизни. Последователи экзистенциализма считают, что жизнь человека имеет печальный, трагический смысл. Основными особенностями жизни, в которых она выражается, с их точки зрения, являются страх, тревога, отчаяние, ответственность за свой выбор и т.п. Рассуждения экзистенциалистов обретают, таким образом, пространный вид: человек в страданиях рождается, растёт в слезах и боли, в постоянном страхе проводит дни, в поте лица работает и в грязи заканчивает свою жизнь, испытав при этом очень много горя и разочарований, чтобы в итоге предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречен изначально — с самой первой минуты своего существования.

    Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь человека полна абсурда и он должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

    Если говорить о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».

    В истории человеческой мысли имеются и другие, гораздо более оптимистические высказывания о жизни и о ее смысле. К ним можно отнести, например, идеи двух наших великих соотечественников, писателей Максима Горького (А. М. Пешкова) и Льва Толстого. Горький, будучи большим знатоком жизни, писал: «Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек!».

    Л. Н. Толстому принадлежат следующие слова: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем». Отсюда можно сделать вывод, что для Толстого смысл жизни человека – это сама жизнь, радостная и прекрасная, несущая самому человеку счастье, что является полной противоположностью взглядам экзистенциалистов.

    Нигилизм отрицает необходимость для человека знания и истины, и исследует смысл существования без познания истины. С нигилистической точки зрения, основным источником моральных ценностей является индивид, а не культура или другое иное рациональное или объективное основание. Нигилизм, при доведении до крайнего состояния, переходит в прагматизм, т.е. отрицание того, что не является полезным и рациональным по отношению к собственному организму, не удовлетворяет основным нуждам человека. И в общем в признание того, что самое лучшее, что может делать человек в своей жизни - получать от нее удовольствие. Ф.Ницше считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком», - что, в свою очередь, имеет некоторые общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке (человеке будущего).

    В отношении смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос не имеет смысла. Потому что «смысл X» это элементарное выражение, которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

    Если говорить другими словами, то вещи в личной жизни могут иметь смысл, но при этом сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но, когда такие философы пытались найти глобальное определение термина «Смысл жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

    Для гуманиста цель биологической жизни встроена в нее саму: воспроизведение. Говоря кратко, это то, как произошла человеческая раса: существа, воспроизводящиеся в прогрессии в рамках неконтролируемой эволюции, как неотъемлемой части природы, которая в свою очередь является самосуществующей. Однако цель жизни – это не то же самое, что цель человека, хотя и является одним из её аспектов. Цель человека определяется только людьми, без какого-либо внешнего сверхъестественного вмешательства. Так же и знание не приходит из сверхъестественного источника, оно выходит из человеческих наблюдений, экспериментов и рационального анализа, используя в основном научный метод: природа Вселенной – вот, что мы видим в нем. То же самое касается и этических ценностей, которые выводятся из человеческих потребностей и интересов, проверяемых опытом, получаемым на протяжении жизни.

    Философы-прагматики считают, что вместо того, чтобы искать истину о жизни мы должны найти полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не может быть найдена. Отсюда, смысл жизни — это вера в некоторую цель жизни, которая в свою очередь не противоречит опыту содержательной жизни какого-либо другого человека. Если говорить грубо, то это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют нас ценить ее». Для прагматика смысл жизни может быть открыт только через опыт.

    Именно такими являются основные подходы и взгляды философов различных времен. В настоящее же время весьма большое влияние на общество в данном вопросе оказывают именно религиозные убеждения.

    Проблема смысла жизни с точки зрения религии.

    Большая часть религий охватывают и продвигают какие-либо определенные понятия о смысле жизни, предлагая достоверные причины для объяснения того, почему существуем мы и всё живое на нашей планете. И в самом деле, возможно, основное определение религиозной веры – это убеждение в том, что жизнь служит божественной цели. Зачастую предполагается, что религия является ответом на человеческую потребность перестать ощущать растерянность или страх смерти. Определяя мир за пределами обычной жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», таким образом обеспечивая смысл, цель и надежду для наших жизней.

    Большинство людей, кто верит в Бога, как в личность, могли бы согласиться, что, именно Бог есть Тот, «в Ком мы живём, движемся, существуем» (цитата древнегреческого поэта Эпименида).

    Смысл жизни - это сам Иисус Христос: «Иисус сказал ему: Я есть путь и истина и жизнь».

    Христианство видит смысл жизни в вечной жизни в Боге, иначе именуемой спасением. Это означает, во-первых, убеждение в том, что Бог есть, и что Он является не просто источником бытия, а самим бытием, в Котором лишь возможно благо бытия всего существующего, возможно полноценное постижение Истины и познание «тварного» мира в его существе.

    Христианский смысл жизни, заключается в приобретении личности ещё здесь, на земле, богоподобных духовных ценностей и вере в реальное воскресение тела для последующей бесконечной жизни.

    Для мира наслаждения, богатство и слава являются основой жизни, для христианства же — это страсти, неминуемо влекущие за собой страдания, разочарования и неизбежную телесную и духовную смерть.

    Давно известно, что любой тип морали, чтобы быть регулятором определенных отношений между людьми, оценивать их поведение и устанавливать какие-либо нормы, должен иметь разработанную «программу жизни», определенную целевую установку. Каков же смысл жизни человека с точки зрения исламской нравственности?

    Все для блага человека, во имя человека - именно таков девиз реального социализма, воплощающего в жизнь учение научного коммунизма. Главный девиз ислама — все во имя Аллаха, для прославления его имени. Молиться, трудиться, учиться и даже любить и ненавидеть человек должен лишь во имя Аллаха.

    Высший нравственный долг – это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, малозначительным и несущественным.

    Таким образом, смысл человеческой жизни, оказывается, не в стремлении к осуществлению реальных земных идеалов, которые направлены на создание условий для всестороннего развития всего общества, а в постоянном служении сверхъестественной силе.

    В отличие от марксизма, считающего человека высшей ценностью в мире, ислам признает ценность человека лишь потому, что он создан богом и служит ему. В силу, этого смысл и цель человеческой жизни ислам видит не во всестороннем и гармоничном развитии человека, не в развертывании его дарований и способностей во имя общественного прогресса, а в служении богу, в вымаливании у него милостей.

    Религия искажает сам смысл и ценность человеческой жизни. Она измеряет их только тем, насколько набожен человек, насколько глубока его вера в сверхъестественное божество, насколько много времени и способностей он отдает служению этой силе. И сама жизнь, по учению ислама, дается человеку только для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость Аллаха, а вместе с ней и надежду на вечное блаженство в раю. Отсюда следует, что сама единственная, неповторимая земная человеческая жизнь, как таковая, никакой самостоятельной ценности не имеет. Она лишь испытание, препятствие на пути в потусторонний мир. Коран предупреждает: «Здешняя жизнь — только игра и забава. ». Кто же хочет пользоваться ее благами, тому «нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили».

    Творцы Упанишад – одного из величайших литературных достижений человечества во множестве ставят вопросы о Вселенной, о человеке.

    Откуда он пришел и куда идет? Есть ли какой-то смысл в этой жизни или нет? Как связан человек с Вечностью? Ведь только через эту связь человек приобщается к подлинной жизни.

    На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали просто: наша гибель в неведении. Человеку нужно лишь осознать, насколько глубоко он укоренен в Бессмертном. Блажен тот, кто откроет в себе всеобщий Дух.

    Лишь через свое «я» человек может приблизится к мировому «Атману».

    Земные желания были помехой истинному знанию. Только тот, кто отказывался от всего, что связывало его с жизнью и окружающего мира, мог стать бессмертным.

    Но не все люди, искавшие смысл жизни, были готовы стать аскетами и не удивительно, что брахманское учение не вышло за пределы скитов.

    Характерной особенностью буддизма является его этико- практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, воинственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Основой содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.

    Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание — состояние бытия проявленного, освобождение — непроявленного.

    Освобождение буддизм представляет себе прежде всего, как уничтожение желаний, точнее – гашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей – как влечения к чувственному удовольствию, так и полного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости и относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

    Русские философы о смысле жизни.

    Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX — начала XX века является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное.

    Нравственный смысл жизни первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия. »

    Русский философ С.Л. Франк продолжил фундаментальное исследование мировоззренческих проблем в уже сложившейся русской философии. Франк был философом, который пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека. Философское учение Франка было однако высоко религиозно. Он был одним из тех философов XX века, кто в процессе поиска мировоззрения наивысшей духовности пришел к выводу, что таковым является христианство, выражающее общечеловеческие духовные ценности и подлинное существо духовности. Сам же Франк говорил: «Я не богослов, я философ».

    Франк называл свою концепцию: «метафизическим (философским) реализмом». Его философия – реалистичная философия духовности, которая высоко поднимает проблему человека и нацелена на достижение духовного единства всего человечества.

    В заключение всего выше сказанного хочется добавить, что, не смотря на долгое время существования проблемы смысла жизни, она остаётся по-прежнему актуальной в наше время. Хотя здесь была рассмотрена лишь верхушка айсберга, сама проблема по-прежнему остаётся не разрешённой.

    О смысле жизни рассуждали и рассуждают все философы, однако, они не пришли к однозначному выводу, и по моему мнению – не придут. Я считаю так, потому что в моём понимании смысл жизни – это смысл существования определённого человека, а не общества в целом. Его нельзя обобщить и каким-либо образом достичь его однозначности (разве что только утвердить, что смысл жизни заложен в самом человеке).

    Список использованной литературы:

    История философии: Энциклопедия / Книжный Дом, 2002. – 1364 с.

    Гусев Д. А., Манекин Р. В., Рябов П. В. История философии. / Д.А. Гусев – Москва: Эксмо, 2004. – 449 с.

    Франкл В. Человек в поисках смысла. / В. Франкл – Москва: Прогресс, 1990. – 196с.

    В поисках смысла. Мудрость тысячелетий. / А. Е. Мачехин. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 1306 с.

    Основы философии: Учебное пособие для вузов / Е. В. Попов. – Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 201 с.

    6. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Мир философии./ З. Фрейд – Москва: Политиздат, 1991. – 871 с.

    7. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. / Ж.-П. Сартр – Москва: Республика, 2000. – 639 с.

    8. Фромм Э. Душа человека. / Э. Фромм – Москва: Республика, 1992 – 80 с.

    Смысл жизни – главная цель, основная ценность существования человека.

    Большинство людей не задумывается о смысле своей жизни, о вопросе «Зачем и для чего я живу?». Подобное отношение к жизни имеет свое оправдание: ведь жизнь есть ценность сама по себе, какой бы она ни была – плохой или хорошей.

    Однако могут возникнуть ситуации, когда жизнь начинает казаться скучной, неинтересной, бесполезной. Тогда человек может задуматься о каких-то высоких, конечных целях своего бытия: «Зачем я? Для чего живу?», и его жизнь перестает быть «жизнью ради жизни». Человек выходит из круга повседневности и переходит в некий другой мир ценностей – задумывается о смысле жизни.

    Рассмотрим некоторые варианты ответов на этот вопрос, встречающиеся в философской литературе.

    Первый вариант : жизнь бессмысленна , то есть она не имеет цели и ценности. При осознании бессмысленности жизни, возможно разное поведение: 1) «слабость» - человек продолжает жить, «тянет лямку жизни»; 2) «сила» – человек добровольно уходит из жизни; 3) человек стремится наслаждаться каждым мгновением жизни, прекрасно понимая ее бессмысленность и не задумываясь о будущем.

    Второй вариант : ответа на вопрос о смысле жизни вообще не существует. Эта точка зрения называется «моральным скептицизмом». Его суть: верить, что смысл жизни есть – это заблуждение, своего рода привычка , благодаря которой человек получает ощущение гарантии достижения успеха в жизни.

    Третий вариант : смысл жизни – есть. Но в чем же он состоит? Ответ на этот вопрос весьма индивидуален, однако, суммируя, можно предложить следующее:

    1.Смысл жизни - в духовном, психологическом и физическом совершенствовании для достижения, например, состояния нирваны, «растворения» в Абсолютном Разуме. Это, например, точка зрения философия буддизма, йоги, джайнизма.

    2. Смысл жизни - в вере в Бога и служении Ему. С религиозным пониманием смысла жизни можно познакомиться на примерах христианства, ислама, иудаизма и других религий.

    3. Смысл жизни - в аскетизме. Аскетизм – учение, обосновывающее отказ от удовольствий, радостей и наслаждений жизнью. С этим вариантом понимания смысла жизни можно познакомиться на примере философии стоиков (основатель - древнегреческий философ Зенон из Китиона, IV век до н.э.), а также разных религий, допускающих монашество, отшельничество, безбрачие, пост и другие способы умерщвления чувственной природы человека.

    4. Смысл жизни – в творчестве, свершении Дела. Здесь можно вспомнить о великих художниках, композиторах, изобретателях, ученых, для которых все остальные радости жизни, кроме творчества, отодвигались на второй план. Именно свершение Дела наполняло их жизнь смыслом.

    5. Смысл жизни – в служении людям. Здесь речь может идти о служении близкому, любимому человеку, либо группе людей (классу, нации), либо человечеству в целом – каждому человеку, воспринимаемому в качестве «ближнего».

    1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни

    2. Поиск смысла жизни

    Введение

    Человек единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом обсуждения. Призвание, назначение, задача всякого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры смысл жизни общества. Смысл жизни заключен в самой жизни, в ее вечном движении как становлении самого человека Смерть страшна для тех, кто не видит, как бессмысленна и погибельна его личная одинокая жизнь, и кто думает, что он не умрет. Человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так как при жизни.

    Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Вопрос о смысли жизни это вопрос о смысли смерти человека и о его бессмертии. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной. Понять смысл жизни определить свое место в вечном потоке изменений.

    Вопрос о смысле жизни, так или иначе, встает перед каждым человеком - если он хоть сколько-нибудь сложился как человек. Обычно подобные вопросы приходят в ранней юности, когда вновь созданный человек должен занять свое место в жизни - и стремится найти его. Но бывает, что о смысле жизни приходится думать и в старости, и в предсмертном состоянии. Не всегда легко это столкновение единичного человека с самим собой как частицей громадного, бесконечного мира. Страшно ощутить бесконечность в самом себе - и страшно не заметить ее. В первом случае - это невероятная тяжесть ответственности, слишком ликующая гордость, от которой может порваться душа; противоположность - чувство собственной нелогичности, безысходности существования, отвращение к миру и к себе. Однако размышление о смысле жизни необходимо любому человеку, без него нет полноценных людей.

    1. Подходы и решения вопросов о смысле жизни

    Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том, стоит ли жить? А если все - таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.

    Существует два ответа к решению этого вопроса:

    1. Смысл жизни первоначально присуще жизни в ее глубинных основаниях , для этого подхода наиболее характерно религиозное толкование жизни. Единственное, что делает усмыслимой жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть ни что иное, как действенное соучастие в богочеловеческой жизни.

    2. Смысл жизни созидается самим субъектом – в соответствии с этим утверждением можно понимать, что мы сами сознательно продвигаемся к поставленной перед нами целью, любыми способами бытия. Придаем смысл жизни и тем самым выбираем и создаем человеческую сущность, только мы и не кто другой.

    Осознание смысла жизни, как главной ценности, носит исторический характер.

    Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека.

    Жизнь осмысленна - когда ты для чего-то нужен и понимаешь, для чего. Даже в полуживотном состоянии, в паутине повседневных забот и в болоте узкомещанских интересов - человек не перестает быть всеобщим, принадлежа не только себе, своей семье, своему классу, - но и человечеству в целом, и миру во всей его полноте. Конечно, отдельный человек, индивид - не может быть и человеком вообще, это разные уровни. Но человек вообще представлен в каждом отдельном человеке, поскольку всеобщее может существовать лишь как общность своих представителей. В каждом из них раскрывается своя сторона всеобщего - и любая его сторона необходимо должна быть кем-то представлена, обязана воплотиться и пройти свой путь как вещь, или живое существо.

    Когда человек живет осмысленно - ему не становится легче жить, скорее даже наоборот. Но человек, знающий свое назначение, свою судьбу, - это всегда сила. Он может сомневаться и страдать, может ошибаться и отступаться от себя - это ничего не изменит. Смысл его жизни будет руководить им и заставит свершить то, что требуется, - хотя бы и вопреки воле самого человека, его желаниям и интересам, насколько он отдает себе отчет в них.

    Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

      Смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

      Смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

      Смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

      Не существует смысла жизни.

    В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в – сохранении и очищении своей бессмертной души.

    Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра.

    Смысл содержится в самой жизни, но, в отличии от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человека находит в ней сам. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа.

    Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов и справедливости.

    Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Многие люди живут во имя собственного будущего.

    С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель.

    Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.

    Что касается радости как смысла жизни, то радость сама должна иметь смысл. Даже ребенок с его очень подвижной нервной системой направляет свою радость вовне, на предмет или действие, ее вызывающие. Радость, следовательно, так же не самоцель, а следствие достигнутой цели. Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда этого требует объективная необходимость, когда человечество в целом достаточно созрело для принятия, для освоения именно этой стороны своего существования. Иными словами, смысл жизни отдельного человека осознается тогда, когда эта жизнь становится действительно всеобщей, когда действия и поступки человека - это не индивидуальные его особенности, а нечто присущее многим людям, хотя бы и в разной степени, и не все вместе

    Но все – таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

      Смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижение того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия;

      Смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей;

      Смысл жизни в достижении некого идеала человека;

      Смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности

    Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное