Домой Мистика В каком городе находится троицкий монастырь. Троице-Сергиева Лавра: храмы и святые места, как добраться и что посмотреть в Сергиевом Посаде. Развитие монастыря с XVII века по начало XVIII века

В каком городе находится троицкий монастырь. Троице-Сергиева Лавра: храмы и святые места, как добраться и что посмотреть в Сергиевом Посаде. Развитие монастыря с XVII века по начало XVIII века

В 1337 году Сергий Радонежский , тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холме Маковец, в десяти верстах от Хотьково . Это событие и считается датой основания Троице-Сергиева монастыря. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году). Первые монастырские сооружения - храм святой Троицы и несколько келий - занимали лишь малую часть современной территории лавры, располагаясь в её юго-западном углу. После ухода Стефана будущий преподобный некоторое время подвизался в одиночестве, но со временем вокруг его келии поселились и другие иноки. В 1355 году по благословению Константинопольского патриарха Филофея в монастыре был введён общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части - жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря расположились новый деревянный храм святой Троицы и трапезная, окружённые с четырёх сторон кельями; позади келий находились огороды и хозяйственные службы. Весь монастырь был обнесён деревянной оградой (тыном). Над воротами была устроена ещё одна деревянная церковь, во имя Дмитрия Солунского . План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней. Игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Сергия в монахи. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский.
Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря - Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырём своему любимому ученику Никону.

Монастырь в XV-XVI веках. Первые каменные сооружения
В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Троицкий монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского », один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.
В 1422 году на месте деревянной церкви (которая была перенесена восточнее) игуменом Никоном был заложено первое каменное сооружение монастыря - Троицкий собор , построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле. При строительстве собора были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского . В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица ». Троицкий собор почитался московскими князьями: здесь совершались молебны перед походами и по успешном окончании их (как, например, Василий III отметил здесь молебном успешный поход на Псков в 1510 году, а Иван IV Грозный совершил молебен в честь успешного взятия Казани в 1552 году), «крестоцелованием» скреплялись договоры, совершалось крещение наследников престола.
С Троицким монастырём связано одно из самых драматичных событий междоусобных войн в Московской Руси. В 1442 году в монастыре у гроба Сергия состоялось примирение Василия II c двоюродным братом Дмитрием Шемякой, которым закончились долгие годы междоусобицы. Однако спустя два года Дмитрий нарушил данную клятву; люди Шемяки схватили Василия, молившегося у гроба Сергия, и отправили под конвоем в Москву, где спустя два дня Василий был ослеплён и сослан в Углич. Духовенство Троицкого монастыря осудило действия Дмитрия Шемяки (первой в церковном осуждении Шемяки стоит подпись троицкого игумена Мартиниана), а освобождённый из заточения Василий II в 1450-1462 годах дал монастырю ряд жалованных грамот.
Троицкий собор долгое время оставался единственным каменным сооружением монастыря. В 1469 году под руководством московского зодчего Василия Ермолина на центральной площади была построена каменная трапезная. Это было двухэтажное здание, состоявшее из двух палат: «малой трапезы отцов» (трапезной для братии) на первом этаже и «царской палаты» на втором этаже. Тип одностолпной палаты, впервые применённый в Троицком монастыре, впоследствии был использован строителями Грановитой палаты в Москве, после чего получил широкое распространение. В XVIII веке на месте трапезной была построена современная колокольня. Близ трапезной по проекту Еромолова выстроили каменную поварню. В 1476 году около Троицкого собора псковскими мастерами была сооружена церковь Сошествия св. Духа.
В 1530 году в Троицком соборе было совершено таинство крещения долгожданного сына князя Василия III, будущего царя Ивана IV Грозного. В 1547 году, едва в Москве окончились пышные празднования по случаю свадьбы Ивана IV, молодой царь с супругой отправился пешком в Троицкий монастырь, где провёл неделю, каждодневно молясь у гроба Сергия. Впоследствии царь часто бывал монастыре, совершал молебны по случаю крупнейших побед русских войск; за время царствования Иван IV вложил в развитие монастыря не менее 25 тысяч рублей. При Иване Грозном была осуществлена перепланировка монастыря. Ещё с 1540-х годов велось возведение белокаменных стен вокруг монастыря. В 1550-е годы пояс стен в форме неправильного четырёхугольника протяжённостью около полутора километров был построен. Именно тогда монастырская территория приобрела существующие ныне размеры. Одновременно со строительством стен в трёх прилегающих к монастырю оврагах были устроены запруды, а с южной стороны был выкопан большой пруд. Троицкий монастырь превратился в мощную крепость. В 1561 году он получил статус архимандрии.
В 1559 году в присутствии царя был заложен новый большой собор, получивший название Успенского . Строительство храма растянулось на долгие годы; в 1564 году оно было прервано из-за крупного пожара, во время которого «выгорел Троицкий Сергиев монастырь, трапезы и казны монастырские в палатах, и колоколы многие разлилися и поварни все, и гостии двор, и служни дворы…». Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана Грозного, в 1585 году, в присутствии нового царя Фёдора Иоанновича. После этого в 1585-1586 годах по велению царской четы были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя Фёдора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой не было детей, хотя венчание состоялось в 1580 году. Это был не единичный случай - дорогими подарками были одарены знаменитые монастыри и храмы государства «в моление» о чадородии. В Успенском монастыре был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы. К концу XVI века Троицкий монастырь стал крупнейшим монастырём России; в его собственности насчитывалось 2780 поселений, велась активная торговля - торговые суда монастыря ходили в зарубежные государства.

Развитие монастыря с XVII века по начало XVIII века
В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского. Польско-литовские войска, подошедшие к монастырю в сентябре 1608 года, обстреливали крепость из 63 орудий и многократно предпринимали попытки штурма; в конце 1609 года в осаждённом монастыре началась цинга, во время эпидемии умерло свыше двух тысяч человек. Всех умерших относили в Успенский собор . К концу зимы людей, способных защищать монастырь с оружием в руках, осталось менее 200. Несмотря на все трудности монастырь стойко оборонялся, по характеристике самих поляков он был вооружён «людьми, железом и мужеством». В ходе успешных вылазок осаждённых большое количество людей теряли и поляки; во время одной из вылазок погиб сын Лисовского Станислав. Узнав о подкопе под Пятницкую башншю, защитники напротив подкопа вторую стену, а затем входе успешной вылазки взорвали подкоп. 12 (22) января 1610 года осада была снята русскими войсками под предводительством Михаила Скопина-Шуйского. Монастырь стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внёс архимандрит Дионисий, помогавший Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавший дух войска. Ущерб, нанесённый монастырю, описан в «Сказании Авраамия Палицына»-…от подкопов и от слухов стены градные расседошися, а в иных местех мало не подаше и строения: во обители же службы и келия братския без покрова быша и многие келии и службы в монастыре погорели.
Однако авторитет монастыря, ставшего одним из символов мужества русского народа, вырос, а вместе с ним увеличились и пожертвования в казну. Монастырские укрепление быстро удалось восстановить (при этом стены были надстроены в высоту и увеличены в ширину, а башни обрели дошедший до наших дней облик), начало строительство новых зданий. Рядом с Духовской церковью была возведена большая колокольня, у восточной стены Трапезной появилась церковь Михаила Малеина. Стены Трапезной были украшены яркой росписью. На месте деревянного дворца Ивана Грозного были построены царские хоромы. Около 1640 года был выстроен каменный двухэтажный корпус келий. Среди других крупных монастырских сооружений XVII века - церковь Зосимы и Савватия , Больничные палаты.
Последний раз монастырь видел под своими стенами врага в 1618 году, в ходе похода на Москву польского королевича Владислава. Наступило время процветания монастыря; число крестьянских дворов, принадлежавших обители, достигло 16,8 тысяч, превысив число крестьянских владений царя и патриарха. Собственные кирпичные заводы монастыря обеспечивали непрерывное проведение строительных работ. В окружавших монастырь прудах монахи разводили рыбу, по берегам их были созданы фруктовые сады, поставлены ветряные мельницы.

В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. При нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. С сооружением новой Трапезной формирование архитектурного облика центральной площади монастыря было почти полностью завершено Над восточной стеной монастыря на средства Строгановых в 1699 году была построена надвратная церковь Иоанна Предтечи.

В начале XVIII века строительство на территории монастыря замерло. Россия вступила в Северную войну (на военные нужды Пётр I взял из монастырской казны 400 тысяч рублей); затем началось строительство новой столицы Росии - Санкт-Петербурга - в связи с чем царём был введён запрет на строительство каменных зданий во всей России. Лишь в 1708 году у стен монастыря были развёрнуты строительные работы: из-за возникшей угрозы проникновения шведской армии в глубь России Москву и близлежащие крепости, в том числе Троице-Сергиев монастырь , было решено укрепить. У Успенских и Красных ворот были сооружены каменные мосты; под монастырскими стенами появились глубокие рвы и бастионы. Рвы просуществовали до 1830-х годов, а земляные укрепления близ угловых башен сохраняются по сей день.
Преемники Петра Великого на российском престоле не проявляли большого интереса к судьбе монастыря; возникли даже планы переноса обители ближе к новой столице, однако им не суждено было осуществиться. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету.

Расцвет Лавры
После восшествия на престол Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета монастыря. 1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария (позднее, в 1814 году, в монастырь была переведена Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России). Вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.
Елизавета Петровна часто посещала Лавру. Каждый её приезд сопровождался праздненством - фейерверками, пушечной стрельбой и пышными трапезами. Летом в монастыре проводились увеселения; за монастырскими стенами был выстроен пышный увеселительный дворец Корбуха, окружённый оранжереями и парком во французском стиле. Строительство развернулось и на территории самой обители. Ещё в 1738 году московскому архитектору Ивану Мичурину было поручено составить генеральный план монастырской территории. План был составлен и отправлен в Петербург, но был и утверждён лишь в 1740 году; вместе с планом пришёл и проект новой монастырской колокольни, разработанный придворным архитектором Шумахером. Петербугский архитектор предложил разместить колокольню в геометрическом центре главной площади. Однако Мичурин считал, что в этом месте колокольня окажется заслонена другими сооружениями и «от такова малова расстояния… народом видна много быть не может»; Мичурину удалось добиться переноса места строительства к северу. В 1741 году состоялась закладка колокольни; строительство растянулось почти на 30 лет и было завершено лишь в 1770 году. Для новой звонницы прямо на территории монастыря был отлит царь-колокол весом в 4065 пудов.
Перестройке должны были подвергнуться многие сооружения Лавры; архитектурный стиль монастырских сооружений планировалось привести в соответствие вкусам середины XVIII века. В 1745 году был вычерчен альбом перестройки всей лаврской территории с подробным описанием построек монастыря. Ускорению перестройки способствовал сильный пожар, случившийся в 1746 году, который уничтожил все деревянные постройки монастыря. Началась глобальная реконструкция Лавры в соответветствии с альбомом 1745 года; работы продолжались до 1789 года. Новый облик монастырских сооружений напоминал внешнее убранство дворцов того времени. Здания были выкрашены в яркие тона, подчёркивавшие красоту белых и позолоченных лепных деталей. Под стать внешнему декору пышный облик получили интерьеры сооружений. Самую роскошную отделку обрели Царские чертоги (лепнина и живопись на потолке, наборный паркет, изразцовые печи, шёлковая обивка стен). Первоначальный декор многих старых зданий был утрачен; например, сооружения вдоль западной стены монастыря, в том чиле Больничные палаты, обрели единый фасад с одинаковыми окнами и галереей на столбах. Некоторые здания (в том числе кузница и оружейная палата) были разобраны. Архитектура ряда сооружений в альбоме была вычурна; контролировавшим перестройку архитекторам Ивану Мичурину и Дмитрию Ухтомскому удалось внести в проект ряд существенных изменений (например, было отменено решение о возведении над монастырскими зданиями двуъярусных фигурных крыш по голландскому образцу). Перестройка затронула и древние храмы обители; так, главы Троицкого собора и Духовской церкви были замены на луковичные, а сводчатую паперть Троицкого собора заменили высоким крыльцом. Главы большинства храмов позолотили. На территории Лавры появились мощёные белым камнем дорожки, а главная аллея - от Святых ворот до Троицкого собора - была украшена коваными решётками. Наконец, в 1792 году на главной площади был сооружён обелиск с медальонами, текст в которых повествует об истории монастыря; обелиск использовался как хронометр - на трёх его сторонах размещены солнечные часы.
В XVIII-XIX веках Троице-Сергиева Лавра стала одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян). Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII-XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии (в 1812-м году - около 70 тысяч рублей), ополчения. Значение Лавры как культурного центра также возрастало; в 1814 году сюда из Москвы была переведена Духовная академия, расположившаяся в здании Царских чертогов. В связи с размещением академии ряд зданий был перестроен, появились новые постройки, - всё это, по мнению некоторых исследователей, привело к нарушению целостности архитектурного комплекса.
К началу XX века во ведении Лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей - П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы на территории Посада (старая и новая), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. У стен Лавры велась бойкая торговля, близ монастыря появлялись торговые ряды, гостиницы и доходные дома. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты.

Святыни монастыря
Мощи преподобного Сергия Радонежского Троицком соборе) , мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека, икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва (ныне в Третьяковской галерее, Москва) - привлекали тысячи паломников со всех концов России.
В Лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и иные архиереи: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов), Патриархи Алексий I и Пимен. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице - это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека - здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV-XVII веков, и уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год - около 10 000), исторические документы.
Наиболее известными настоятелями Лавры в XIX веке были митрополит Платон (Левшин), ведший активное строительство, святитель Филарет, переписывавшийся с А. С. Пушкиным и основавший близ Лавры Гефсиманский скит, и святитель Иннокентий (Вениаминов), бывший первым православным епископом Америки.

История Лавры в XX веке
В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография.
1918 год стал началом трудного периода в истории Лавры. По утверждении 20 января 1918 года СНК РСФСР Декрета Об отделении церкви от государства и школы от церкви, Лавра, как и иные монастыри в России, находящиеся на территории, контролируемой большевиками, была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась явочным порядком до 21 октября 1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты. 10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В марте 1919 года была распущена Московская Духовная академия, а её помещения были отданы электротехническим курсам; 11 апреля были вскрыты мощи преподобного Сергия. 20 апреля 1920 года, несмотря на ряд посланий Патриарха Тихона председателю Совнаркома В. И. Ульянову (Ленину) с просьбой об отмене распоряжения о закрытии Лавры, вышло постановление СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах; последнее богослужение в Троицком соборе было совершено 31 мая 1920 года. В том же 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «никоновский», 1420 года). На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.

Реставрация Лавры
К концу 1930-х годов некоторые памятники Лавры были частично перестроены и приспособлены под жильё и другие не свойственные им хозяйственные нужды.
Первая комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры была создана ещё в 1918 году, однако проходившие под её наблюдением реставрационные работы были не систематическими, не существовало единого проекта реставрации. Инициатором и организатором планомерных реставрационных работ стал директор Загорского историко-художественного музея С. А. Будаев, заказчиком - Загорский музей, в 1938 году был приглашён молодой архитектор И. В. Трофимов. Ему было поручено, в развитие декрета 1920 года, подписанного Лениным, об обращении ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в музей, подготовить обоснованный доклад в Совнарком РСФСР о выделении средств на научную реставрацию памятников этого историко-художественного ансамбля. В последующие два года он подготовил справку об историко-художественном значении архитектурного ансамбля Лавры и программу его научной реставрации, генеральный план реставрационно-восстановительных работ, дефектные акты, описи работ и сметы по пятнадцати объектам. На основании этих материалов 1 февраля 1940 года было принято постановление Совнаркома, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры в черте крепостных стен объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Трофимов был назначен научным руководителем и главным архитектором этих работ. Для их производства был организован специальный научно-производственный строительный участок и создан Учёный совет, утверждённый Государственным комитетом по делам искусств; на проведение запланированных работ правительством была выделена сумма в 6 млн рублей. Председателем совета был назначен архитектор академик И. В. Рыльский, учёным секретарём - В. П. Зубов, представителем от заказчика, Загорского музея, - архитектор Н. Д. Виноградов. В совет входили архитектор академик И. В. Жолтовский; инженер П. В. Щусев; археолог доктор исторических наук А. В. Арциховский; историк С. В. Бахрушин. В разное время в качестве консультантов приглашались академики А. В. Щусев и И. Э. Грабарь, с 1940 года осуществлявший наблюдение за реставрацией живописи; генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев; эксперты по прикладному искусству и живописи Н. Н. Соболев, Д. И. Киплик, Ф. Я. Мишуков; историки -А. Г. Новицкий и А. Г. Габричевский. Рабочих-реставраторов не хватало, и в 1945 году было открыто художественно-ремесленное училище с трёхлетней программой обучения, готовившее белокаменщиков, лепщиков, плотников и других мастеров реставрационных работ.

Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета - по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в ходе создания проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития.
В работе И. В. Трофимова принимал большое участие отец, художник В. П. Трофимов. Живописные полотна Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой Лавре» и другие дают возможность увидеть памятники непосредственно после восстановления.
Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., церкви Сошествия Святого духа XV в., белокаменного цоколя Колокольни, восточной части гульбища Трапезной конца XVII в., Митрополичьих покоев, частично Царских чертогов и значительных участков крепостных стен и башен. Особенно значительные работы были проведены по Больничным палатам, застроенным новыми сооружениями и буквально возвращённым из небытия (однако разборка трапезной XVII-XVIII веков, пристроенной к церкви Зосимы и Савватия, была признана недостаточно обоснованной). В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно‑восстановительные работы. Вокруг стен монастыря была организована 30-метровая запретная для строительства охранная зона.
После 1950 года реставрационные работы, проводившиеся в основном по памятникам, переданным Московской Патриархии, стал вести бывший студент-практикант И. В. Трофимова В. И. Балдин, в 1963 году совместно с А. Г. Устиновым предложивший комплексный проект рестараврации ансамбля лавры. В ходе рестараврации в 1956-1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен. Результаты проведённой Балдиным реставрации были оценены неоднозначно, в частности, И. В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесённый отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Реставрация продолжались и в 1970-е годы - ряд объектов был воссоздан под руководством архитекторов Ю. Д. Беляева и Ю. Н. Шахова.

Основание Троицкого монастыря

11 августа 1337 г. преподобный Сергий Радонежский основал монастырь, позднее ставший Троице-Сергиевой лаврой. Согласно Житию (жизнеописанию) святого, созданному его младшим современником Епифанием Премудрым, Сергий (в миру Варфоломей) происходил из семьи ростовского боярина Кирилла, переехавшего из Ростова в г. Радонеж, центр небольшого удельного княжества, под покровительство великого московского князя. С юных лет Варфоломей чувствовал склонность к отшельническому монашескому житию, но по просьбе родителей вынужден был отложить постриг и осуществил свое намерение только после их смерти. Похоронив родителей в Хотьковском Покровском монастыре, Варфоломей и его брат Стефан, уже принявший монашество, удаляются в леса, окружавшие Радонеж, и в 15 километрах от него находят место для уединенной обители.

На большом холме, омываемом речкой Кончурой, поставили братья "церковь малу" да келью. Не выдержав тягот отшельнической жизни, Стефан ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив брата, теперь уже монаха Сергия, в одиночестве. Однако уже через год сюда начинают стекаться монахи, ищущие уединения. Автор Жития Сергия, помимо тягот и лишений, которые терпели обитатели монастыря, описывает многие чудеса и предсказания, предвещавшие превращение скромной обители, где "блаженная скудность бьыа источником сокровищ", в самую богатую и знаменитую в России Троице-Сергиеву лавру. Многие живописные и резные иконы воспроизводят описанное в Житии явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, когда она обещала свое вечное покровительство основанной им обители в художественных произведениях более позднего времени получил отражение сюжет "Видение птиц преподобному Сергию" дабы рассеять сомнения стремившегося к отшельничеству преподобного Сергия, которого огорчало увеличение численности братии, Богоматерь послала ему видение множества птиц как символ множества его учеников и последователей.

Как выглядел Троицкий монастырь в XV-XVI вв. можно только предполагать. Время и пожары лишили нас возможности видеть его древние деревянные соору­жения. В 1408 г. монастырь был дотла сожжен во время набега хана Едигея. Обитатели его во главе с учеником и преемником преподобного Сергия игуменом Никоном успели уйти в леса, и уже через несколько лет по их возвращении монастырь был восстановлен. Игумен Никон, пользуясь покровительством великих московских князей, вел активную хозяйственную деятельность, закладывая основу экономического и политического могущества Троице-Сергиева монастыря.

Еще при жизни преподобного Сергия Радонежского Троицкая обитель получила первые пожертвования и привилегии от великих князей, а с XV в. сюда регулярно стали поступать денежные, земельные и другие вклады от представителей различных слоев населения. На одно из таких пожертвований от сына Дмитрия Донского князя Юрия Звенигородского, крестника преподобного Сергия, согласно преданию, был построен самый древний из сохранившихся памятников архитектурного ансамбля монастыря - белокаменный Троицкий собор. Он воздвигнут в 1422 г. "в похвалу" преподобному Сергию Радонежскому и стал одним из первых мемориальных памятников России. Древнерусские зодчие возвели строгий и лаконичный по форме, сдержанный по декору храм, неудержимо каждой своей линией рвущийся ввысь. Этот небольшой, но величественный и монументальный собор, созданный в традициях раннемосковского зодчества, как нельзя более созвучен суровому времени, в которое жил преподобный Сергий, его аскетизму и просветленности, чистой и высокой идее единства и всеобъемлющей любви, которой он посвятил монастырь.

В древности, когда вход в монастырь был с западной стороны, Троицкий собор встречал пришельца почти у самых ворот, подобно самому игумену Сергию. Теперь, по прошествии более чем пяти веков, мы входим в мона­стырь с противоположной стороны, с востока, и кажется символичным, что наш путь к Троицкому собору, сердцу монастыря, лежит через всю его территорию, как сквозь всю его историю, сквозь все эти пять веков, оста­вивших замечательные памятники в его архитектурном ансамбле.

Для украшения интерьера Троицкого собора были приглашены мастера во главе со знаменитыми живописцами Даниилом Черным и Андреем Рублевым. К сожалению, созданные ими фрески не сохранились, в XVII в. они были записаны новыми. Но иконостас собора до сих пор украшают 40 икон работы мастеров XV в. Для этого храма Андрей Рублев написал икону "Троица", известную сейчас во всем мире, ставшую одним из символов древнерусской культуры. (С 1929 г. икона экспонируется в Государственной Третьяковской галерее.) Царские врата в центре иконостаса, украшенные серебряным золоченым чеканным окладом, пожертвованы в монастырь царем Михаилом Федоровичем Романовым. В Троицком соборе находится главная святыня - мощи преподобного Сергия Радонежского, которые покоятся в серебряной че­канной раке, выполненной в XVI в. мастерами Оружейной палаты Московского Кремля по приказу царя Ивана IV Грозного. Над ракой возвышается серебряная сень, пода­ренная в XVIII в. царицей Анной Иоанновной. Здесь крестили своих детей великие московские князья и русские цари, сюда приходили они за благословением перед началом и по завершении важных государственных и семейных дел.В XV в. во времена ожесточенной феодальной войны за великокняжеский престол, несмотря на попытки монастыря умиротворить враждо­вавших друг с другом потомков Дми­трия Донского, именно здесь был схвачен, а затем отвезен в Москву и ослеплен своими противниками великий московский князь Василий II, внук князя Дмитрия, получивший после этого прозвание Темного.

С южной стороны к Троицкому собору примыкает церковь, построенная в 1548 г. над гробом игумена Никона, который тоже был причислен к лику святых и прозван Радонежским. Так в архитектуре была подчеркнута духовная связь его с основателем монастыря преподобным Сергием. Эта идея единства и преемственности позже нашла отражение в изобразитель­ном и прикладном искусстве: в иконописи, в шитье, в гравюрах XVIII в.

К концу XV столетия объединение русских княжеств уже приносило свои плоды не только в сфере политики и экономики, но и в развитии художественной культуры. Москва впитывала и перерабатывала все лучшее, что было достигнуто в других землях. И не случайно, что для строительства новой звонницы в обители преподобного Сергия, горячего сторонника единства Руси, были приглашены мастера из далекого Пскова. В 1476 г. они поставили небольшую церковь Сошествия Святого Духа, в основании главы которой размещались колокола. Звонница Духовской церкви долгое время служила вышкой для наблюдения за окрестностями. В тиши этого скромного камерного храма Иван IV Грозный отмаливал страшный грех после смерти своего сына Ивана, которому он в порыве гнева нанес смертельный удар. Эту свою тайну доверил грозный царь, в числе немногих, настоятелю и келарю Троицкого монастыря.

Отношения Ивана IV с Троице-Сергиевым монастырем были доста­точно сложными и противоречивы­ми, как и его отношения вообще с церковью. Царь уличал монахов в несоблюдении монастырских уста­вов, предпринимал попытки ограни­чить землевладение монастырей; среди замученных и казненных в "опричной столице" Александровой слободе (что всего в нескольких километрах от Сергиева монастыря) был и троицкий монах, затравлен­ный медведями. Насильно постриженные по воле царя неугодные ему бояре были и в числе иноков монастыря. В то же время Иван Грозный часто посещал Троице-Сергиев монастырь, делал многочисленные ценные вклады, при нем троицкие игумены получили титул архимандритов - "первейших среди всех монастырей".

По приказу и на средства Ивана IV строится самый большой пятигла­вый Успенский собор монастыря (1559-1585 гг.). Почти во всех русских монастырях были храмы, посвященные Богоматери, считавшейся покровительницей Руси. Храм Троицкого монастыря посвящен празднику Успения Богоматери. Строгий и массивный собор занял в центре монастыря большую часть пространства, освободившегося после перенесения к стене ограды размещавшихся здесь ранее деревянных келий.

Конец XVII в. ознаменовался в истории архитектурного ансамбля Троице-Сергиева монастыря строительством Трапезной палаты с церковью преподобного Сергия (1686-1692 гг.) и Царских чертогов (дворцового зда­ния). Эти нарядные, внушительные по размерам (около 86 м в длину) сооружения оформили центральную часть монастыря с юга и с севера.

Троице-Сергиев монастырь, общепризнанно наипервейший в стране, часто посещаемый царской семьей, издавна имел специальные царские и царицыны палаты. В конце XVII в. для приема высоких гостей был построен настоящий дворец - Царские чертоги. Одновременно с сооружением Трапезной и Чертогов, возможно, теми же мастерами была построена над источником у юго-западного угла Успенского собора маленькая Надкладезная часовня.

В 90-е годы XVII в. главный вход в монастырь украсила надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.).

Стиль барокко, расцветший в России в XVIII в., оставил свой след и в архитектуре Троице-Сергиевой лавры. В 1745-1748 гг. на средства фаворита царицы Елизаветы Петровны графа А.Г.Разумовского была построена церковь в честь Смоленской чудотворной иконы Божией Матери. Смоленская церковь напоминает изящные павильоны парковых ансамблей XVIII в., а венчающая ее миниатюрная главка - замысловатую прическу придворной дамы. В XIX в. стены церкви были покрыты сюжетной росписью, а в 1856 г. на месте утраченного иконостаса был установлен близкий по времени и архитектуре иконостас из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы с Пятницкой улицы. Иконостас, украшенный сложной золоченой резьбой, относится к числу лучших образцов середины XVIII в. Особенно искусны Царские врата сквозной резьбы с объемными изображениями Евангелистов. Традиционные образы Христа и Богоматери по сторонам врат вырезаны по контуру фигур и выдвинуты вперед. Стройная голубая, с белой отделкой Смоленская церковь прекрасно гармонирует со стоящей рядом колокольней, которая была заложена почти одновременно с ней, но завершена на двадцать лет позже.

Величие и слава русских монастырей часто связывались в восприятии современников с высотой и красотой их колоколен. С этой точки зрения, колокольня Троице-Сергиевой лавры (1740-1770 гг.) стала достойным символом ее значимости в истории страны. Пятиярусная колокольня Лавры - один из лучших в России памятников архитектуры XVIII в. Стройность ее подчеркивают многочисленные белые колонны, ярко выделяющиеся на фоне голубых стен. Широкие арочные проемы ярусов, изящные архитектурные вазоны и колонки балюстрад придают ее облику легкость и воздушность. При этом колокольня мо­нументальна и устойчива благодаря массивному нижнему ярусу, оформлен­ному фронтонами с белокаменными резными картушами, в которые вписаны царские монограммы. Необычайно величественно несет колокольня свою главу в виде фигурной чаши с императорскими коронами. Ос­лепительно сияет ее золото на ярко-синем бархате летнего неба. Десятки колоколов, среди которых самые древние "Никоновский" (1420 г.) и "Лебедь" (1594 г.), дар Бориса Годунова, оглашают окрестности.

В 1792 г. рядом с колокольней поставили обелиск из дикого камня, на котором установили солнечные часы и четыре овальные доски с текстом, напоминающим посетителям о роли обители в "сохранении Отечества". Автором текста был сам митрополит Платон. Колокольня Лавры, самая высокая в России (более 87 м), стала архитектурным центром, объединившим все разновременные и разнохарактерные постройки монастыря. Она стала заключительным "аккордом" изумительной архитектурной "симфонии" - ансамбля Троице-Сергиева монастыря, в котором каждый памятник имеет свою неповторимую "партию", подчеркивая своей индивидуально­стью особенности находящихся рядом с ним сооружений.

В XIX - начале XX в. в Троицком монастыре производились лишь различные переделки и делались попытки приспособления их под те или иные нужды, что искажало вид древнего ансамбля. Только благодаря широкомасштабным реставрационным работам 40-60-х годов XX в. уникальные памятники были освобождены от искажавших их новоделов. В 1993 г. архитектурный ансамбль монастыря внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Был глухой лес, в котором Сергий Радонежский со своим братом Стефаном основали небольшую обитель, чтобы сосредоточившись в уединении, слать Создателю молитвы о помощи всей Руси.

Дело в том, что было это в те далекие времена, когда Русь страдала от постоянных опустошительных набегов ордынских войск. Спасая свою семью от гибели, родители будущего Сергия - Кирилл и Мария с тремя детьми бежали из Ростова в городок Радонеж . В конце жизни родители ушли в Хотьков монастырь, где впоследствии и скончались. А Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и его брат Стефан решили стать отшельниками.

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.


Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию, и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община , которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым .


И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу, в результате которой Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси.

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.


После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру - правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.


В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор , при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде , в котором, кстати, Иван и был крещен, превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор , как образ и подобие московского.


Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше, чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете , начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Д уховная семинария , а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк " Скитские пруды"). При Елизавете же началось строительство Колокольни.


К середине 19 века монастырь - крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

История Сергиевой Лавры после революции

Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры , в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.

В 90-х 20 века в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры. А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.


Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д.

Троице-Сергиева лавра является одним из самых древних и почитаемых монастырей в России. Ее основателем и первым руководителем был сам Сергий Радонежский, мощи которого упокоены в местном соборе. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря является самым старым сооружением, сохранившимся до наших дней. Он действует до сих пор: любой желающий может войти и помолиться или остаться на службу.

Троице-Сергиева лавра

В церковных текстах ее обычно называют Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. Сегодня это крупнейший русский мужской монастырь, который принадлежит РПЦ. Он расположен на реке Кончуре в центре города Сергиев Посад. Несмотря на солидную историю, он все еще является действующим и привлекает паломников со всего мира. Монастырь является ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно патриарху.

История обители - первые десятилетия

История монастыря началась в 1337 году, когда на холме в десяти верстах от Хотькова поселились братья Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Стефан, инок Покровского монастыря. Вскоре они построили небольшой деревянный храм Святой Троицы , освятили его в 1340 году, и несколько келий. Все постройки занимали немного места и располагались в юго-западном углу современной лавры.

Через несколько лет Стефан ушел в Богоявленский монастырь, и Сергий остался в одиночестве. Постепенно возле него начали селиться и другие отшельники. Вскоре на месте пустыни появился монастырь. Первым игуменом стал игумен Митрофан, который постриг Сергия в монахи.

На тот момент вся территория обители была разделена на три части: жилую, общественную и оборонительную. В центре стояла церковь Троицы и трапезная, их окружали кельи. За последними тянулись огороды и другие хозяйственные службы.

По периметру - деревянный частокол, над оградой которого построили деревянную церковь Дмитрия Солунского. Примечательно, что такой план сохранился в лавре до наших дней. Троицкий монастырь быстро стал духовным центром Руси: в 1380 году сюда перед битвой с Мамаем приехал получить благословение князь Дмитрий Донской.

Сергий Радонежский умер в 1392 году. За полгода до смерти он передал руководство любимому ученику Никону Радонежскому.

После смерти настоятеля

Дальнейшая история обители довольно примечательна. В начале XV века монастырь разграбили и сожгли татары под предводительством хана Едигея, но это были последние темные дни. Следующие два столетия никто не трогал монастырь: он развивался, отстраивался заново и перестраивался, тут составляли летописи и переписывали книги, рисовали иконы. В XV веке в Троице-Сергиевом монастыре создали «Житие преподобного Сергия Радонежского», которое стало крупнейшим литературным средневековым памятником .

Первая каменная церковь появилась в 20-х годах XV века: это была перестроенная первая церковь обители, которую возвел еще Сергий Радонежский. Сюда были перенесены его мощи, в оформлении задействовали Андрея Рублева и Даниила Черного. Знаменитая «Троица» Рублева была написана именно для Троицкого собора.

Московские князья не забывали обитель: они приезжали сюда помолиться перед походом, заезжали после побед. Очень любил монастырь Иван Грозный: в главном соборе обители его крестили в детстве, сюда он приезжал после крупнейших побед на молебен.

При царе была проведена перепланировка, возведены белокаменные стены и новые церкви, а территория приобрела современные размеры.

В конце XVI столетия Свято-Троицкий монастырь стал крупнейшим русским монастырем. В его собственности находились почти три тысячи поселений, от его имени велась активная морская торговля с заграницей.

Дальнейшая судьба монастыря была не менее насыщенной:

К XIX столетию Сергиева лавра была одним из крупнейших российских монастырей и одним из богатейших землевладельцев и торговцев.

К началу ХХ века в ведении обители находились несколько мелких монастырей и скитов , две гостиницы, лавки, мастерские, конные дворы, доходные дома, типография. В ней жили более четырехсот монахов, приходили тысячи паломников со всей страны, на территории покоились многие представители знатных семей. Тут же хранились уникальные сокровища декоративно-прикладного искусства, была размещена огромная библиотека (в начале ХХ века в ней хранилось более 10 тысяч рукописных книг, летописей, первых печатных книг).

В ХХ веке

В 1918 году Троицкая лавра была превращена в трудовую артель в соответствии с декретом «Об отделении церкви и государства». В следующем году монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты, духовная академия закрыта, помещение передали электротехническим курсам. В этом же году вскрыли мощи преподобного Сергия Радонежского.

В 1920 году несмотря на просьбы патриарха Тихона лавра была закрыта. На ее территории открыли историко-архитектурный музей и Загородский учительский институт (педагогический техникум). Большая часть помещений были перестроены и приспособлены под хозяйственные и жилые нужды.

Однако специалисты не могли позволить исчезнуть архитектурным памятникам лавры: уже в 1918 году была созвана первая комиссия по охране памятников и старины. В 1938 году был приглашен молодой архитектор Трофимов, который подготовил справку о художественной и исторической ценности монастыря и необходимости сохранить его. На основании собранных им данных было принято решение признать обитель Загорским государственным музеем-заповедником. Сам Трофимов получил должность главного архитектора восстановительных работ.

Примечательна сама суть реставрации: в задачи Трофимова входило восстановление каждого строения в момент наивысшего художественного расцвета. Это позволило выделить наиболее удачные формы для каждого здания, но не позволило создать единый ансамбль.

До 1950 года реставрация проводилась в переданных в 1946 году Московской патриархии зданиях, затем работы коснулись всех помещений. Во второй половине 50-х годов ХХ века все посторонние организации были убраны, и лавра полностью вернулась в руки патриархата. До 1983 года тут находилась резиденция патриарха. Основная часть восстановительных работ была завершена в 1970 году.

В 93 году ХХ столетия ансамбль вошел в список ЮНЕСКО. Мощи святого Радонежского вернули в Троицкий собор в 1946 году. Московская Духовная академия вновь начала работу в 1949 году.

Архитектурный ансамбль монастыря

На территории монастыря расположено более пятидесяти сооружений, большая часть которых возведена в XV-XIX вв. Самих храмов на территории более десятка, самыми почитаемыми церквями Троице-Сергиева монастыря являются:

Также на территории живут около двухсот монахов , действуют такие учреждения:

  1. Московская Духовная семинария;
  2. Паломнический и экскурсионный центры;
  3. Мастерские: витражная, швейная и золотошвейная, свечная, мозаичная, керамическая, столярная;
  4. Звукозаписывающая студия;
  5. Издательство;
  6. Целебный источник;
  7. Исторический музей.

Свято-Троицкий собор

Это древнейший храм лавры, который сохранился до наших дней. Он был воздвигнут в чести преподобного Сергия Радонежского его учеником и руководителем лавры Никоном Радонежским в 20-х годах XV столетия. Сюда были перенесены мощи преподобного, тут же находится «Троица» Андрея Рублева. Дополнительно к собору был пристроен Никоновский придел. Собор действующий: в нем ежедневно проводят Божественные литургии и молебны святому, тут же принимают постриг в монахи. Он включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется.

Троицкий собор Троицко-Сергиева монастыря является «точкой отсчета» всей архитектуры обители: с него начиналось формирование всего облика монастыря. Он является представителем раннемосковского зодчества. Сама церковь небольшая, построена из белого камня, имеет один золоченый купол. Его формы просты, но элегантны, в качестве украшений использован резной орнамент и наружные иконы. Примечательно, что стены постройки наклонены внутрь (довольно заметно) - это потребовал сужающийся кверху барабан.

Иконостас был создан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Они же расписывали стены, но роспись XV столетия не сохранилась. Вместо нее представлена работа середины XVII столетия, которая повторяла первоначальную.

Информация для паломников

Чтобы поездка в лавру не оказалась напрасной, стоит ознакомиться со следующей информацией:

Также нужно знать, где находится Троице-Сергиева лавра и как до нее доехать. Добраться от Москвы до Троицкого храма можно несколькими способами:

  1. На автомобиле: по Ярославскому шоссе (трасса М8). Оно будет переходить в Старое Ярославское шоссе, затем в Московское и в конце - в проспект Красной Армии, который пройдет до самой лавры;
  2. На автобусе: от метро «ВДНХ» на автобусе № 388 до автовокзала Сергиева Посада. Оттуда до обители можно дойти примерно за 10−15 минут. Время в пути составит не меньше часа и зависит от загруженности дороги;
  3. На электричке: от Ярославского вокзала до станции «Сергиев Посад». Ж/Д станция расположена неподалеку от автовокзала, дойти до места назначения также можно за несколько минут. Время в пути составит примерно 1,5 часа.

Среди всех русских православных монастырей Троице-Сергиева лавра занимает особое место. Это не просто крупнейшая и одна из самых знаменитых обителей, но и место, основанное преподобным Сергием Радонежским. Сюда ежедневно приезжают тысячи паломников, чтобы поклониться мощам святого в главном Свято-Троицком соборе.

Новое на сайте

>

Самое популярное