Домой Что означают сны «Святые реликвии» - миф и действительность. Семейные реликвии - что это? Какие артефакты заслуживают особого внимания и хранения? Какую священную реликвию безрезультатно искали в средние

«Святые реликвии» - миф и действительность. Семейные реликвии - что это? Какие артефакты заслуживают особого внимания и хранения? Какую священную реликвию безрезультатно искали в средние

ВВЕДЕНИЕ

Каждому человеку в жизни приходится слышать слово «реликвия», употребляемое в разных значениях и разных контекстах. Нередко случается и самому сталкиваться с разного рода реликвиями. Что же такое реликвия? По самому краткому определению словаря, это вещь, свято хранимая как память о прошлом. Слово происходит от латинского глагола relinquere - «оставаться», от которого происходит также и другое слово - «реликт», означающее в узком смысле слова живые организмы, сохранившиеся в неизменном виде от древних эпох, а в более широком - наследие ушедших эпох вообще.

Реликвии бывают разные. Во многих семьях хранятся унаследованные от дедов и прадедов вещи. Их берегут как семейные реликвии. Если владельцы этих вещей были выдающимися людьми, то вещи эти попадают в музеи и становятся реликвиями, представляющими ценность и интерес для многих. Есть общенациональные реликвии, есть реликвии важные и ценные для отдельных организаций и учреждений - учебных заведений, войсковых частей, заводов, фабрик, институтов, колхозов, совхозов и т. д.

В истоках патриотизма каждого народа важное место занимают и с полным правом называются священными те или иные предметы, которые связаны с важнейшими событиями его истории. Чаще всего они находятся в музеях. Достаточно вспомнить музеи воинской славы, которых немало в нашей стране, где хранятся боевые знамена времен гражданской и Великой Отечественной войн, личные вещи героев, отдавших свою жизнь за Родину.

Но есть реликвии и иного рода - реликвии религиозные, которым присущ ряд особенностей. Во-первых, историческая реликвия потому и исторична, что она подлинна, в то время как подлинность религиозных реликвий в большинстве случаев никак не доказывается и чаще всего вопрос об этом даже не ставится. Во-вторых, религиозные реликвии направлены на поддержание эмоций особого рода, на раздувание слепой преданности установлениям церкви, мистицизма, а очень часто и самого крайнего фанатизма.

С реликвиями, как правило, связаны самостоятельные и своеобразные культы, существующие внутри религий. Культ реликвий наиболее характерен для обществ с высокоорганизованными религиозными системами.

Три религии, которые принято называть мировыми - буддизм, христианство, ислам, имеют довольно большое число реликвий. Каждая из этих религий распадается на течения, направления, секты, которые в ходе своего исторического развития так и не смогли столковаться друг с другом ни по концептуальным проблемам вероучения, ни тем более по вопросам культовой практики, а потому и реликвии у каждого из них чаще всего свои собственные.

Апологеты церкви, богословы различных религий опираются на реликвии и связанные с ними предания, чтобы создать видимость историчности и подлинности тех положений своей канонической литературы, которые научное религиоведение объясняет наследием иных, более ранних культов, восходящим к древнейшим пластам первобытной мифологии. Поэтому для понимания сущности религиозных преданий важно раскрыть реальное значение реликвий, время и обстоятельства их возникновения.

Любая реликвия - это часть истории. Настоящие исторические реликвии являются для нас своего рода документами, немыми, но красноречивыми свидетелями событий той или иной эпохи. Религиозные реликвии иногда (как, например, мумии монахов) прямо отражают историческую реальность, в других, более частых случаях (как Зуб Будды, Коран Османа) вовсе не являются теми предметами, за которые их принимают верующие. Но и они отражают какую-то историческую реальность, а именно ту обстановку, те идеологические настроения, которые способствовали их появлению. Этим религиозные реликвии и интереса»! для людей, желающих знать историю человечества во веем ее многообразии.

В этой книге пойдет речь всего лишь о нескольких реликвиях. Авторы сознательно не останавливаются на таких христианских реликвиях, к«к святые мощи, разного рода предметы, связанные с культом Христа, широко почитаемые в католицизме. О них написано довольно много и вряд ли есть смысл повторяться.

Из христианских «священных предмета»» рассмотрен лишь один - туринская плащаница, которая и поныне вызывает много споров. Что же касается других реликвий, о которых рассказывается в книге, то о них широкому читателю известно немного. Поэтому они и привлекли внимание авторов, предпринявших попытку сбросить с них мистический покров, рассказав об истории их происхождения, о том, как использовались и используются они в целях укрепления религиозной веры.

Кладоискательская контора Владимира Порываева - первый и до недавнего времени единственный представитель профи в этой сфере. Подойдя к вопросу поиска кладов комплексно, мы не только сдаем напрокат и продаем металлоискатели и снаряжение для кладоискателей с доставкой по Москве и всей России . Но и консультируем начинающих кладоискателей в области юриспруденции, техники и краеведения. Также при желании можем организовать кладоискательскую экспедицию, взяв на себя хлопоты по подготовке и оформлению необходимых разрешений.

Еще одна отличительная черта нашей кладоискательской конторы - собственные поисковые мощности. Мы регулярно отправляемся в экспедиции и без находок не возвращаемся. С такой же готовностью специалисты нашей клад конторы отправятся искать ваш прадедушкин тайник на старой даче или некстати пропавшие обручальные кольца. Выезд специалиста на нашем транспорте и оборудованием на подобное задание обойдется клиенту от 1500 рублей за час работ, при этом, если о спрятанных семейных реликвиях имеется внятная информация, твердо указывающая на их существование, контора готова заменить почасовую оплату на процент от найденного (15-25%).

Оптовые продажи.
По Вашему запросу Отдел продаж предоставит Вам оптовую цену практически на любую товарную позицию из ассортимента магазина "Кладоискательской конторы Владимира Порываева"..

Реликвия - особо почитаемая и хранимая вещь, имеющая особую историческую или религиозную ценность. Россия хранит множество уникальных реликвий.

Шапка Мономаха

«Шапка Мономаха» считается одной из самых древних регалий русских князей и царей. Ей венчались на царство все русские правители в XVI-XVIII веках. В последствии Шапка, вместе с другими регалиями русских царей, хранилась в Успенском соборе в аналое, принимая участие в коронациях как реликвия.

Многие историки считают, что шапка Мономаха – среднеазиатского происхождения и была подарена Ивану Калите ханом Узбеком.

Изначально она была похожа на тюбетейку, выполненную из золотой ткани, но позже была украшена драгоценными камнями, жемчугом и мехом. Сейчас шапка Мономаха весит 994 грамма, и ее украшают 43 камня.

Икона Владимирской Божьей матери

По церковному преданию, икону написал Евангелист Лука. Из Иерусалима она попала в Константинополь, а потом, в начале XII века была подарена князю Мстиславу. Иконе приписывают нескольку чудес, включая избавление от Тамерлана в 1395 году.

После революции икону изъяли из Успенского собора Московского Кремля для реставрации, и в 1926 году передали в Исторический музей. Там икона Владимирской Божьей матери провела всего 4 года, после чего была подарена Третьяковской галерее. С 1999 года икона хранится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах.

Золотые ворота Владимира

Золотые ворота Владимира построены в 1164 году при князе Андрее Боголюбском. Они вели в самую богатую княжеско-боярскую часть города. В старину ворота покрывали листы золоченой меди, что придавало им особую торжественность. Именно это и стало причиной похищения врат в 1238 году, когда Владимир был взят монголо-татарами. Далеко ворота, впрочем, не уехали, при переправе через замерзшую Клязьму лед треснул и ворота затонули. Створки так и не были найдены.

К сожалению, из-за пожаров и нашествий врагов, Золотые ворота дошли до нас в сильно измененном виде. Их неоднократно восстанавливали, так что к древним частям строения относятся только широкая проездная арка с мощными боковыми пилонами и боевая площадка над ними, сохранившаяся фрагментарно.

Частица ризы Божией Матери

По преданию, риза Божией Матери – это одеяние Девы Марии, обретенное в 457-474 годах двумя братьями из Византии. На сегодняшний день местоположение ризы неизвестно, оно теряется после 1434 года, когда церковь, в которой хранилось одеяние, была уничтожена пожаром.

Частицы Ризы разошлись по миру. Одна их них была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским, вместе с многими другими реликвиями, для наполнения ковчега Дионисия. Другую часть Ризы приобрел князь Василий Голицын, и она долгое время находилась в Успенском соборе Кремля. На сегодняшний день частичка Ризы находится в храме Христа спасителя в Москве, где ей может поклониться любой желающий.

Гвоздь из Креста Господня

Гвоздь Господень – это один из тех гвоздей, которыми Иисус был распят на кресте. В 326 году царица Елена Равноапостольная отправилась в Иерусалим для обретения Креста Господня. Вместе с Крестом были найдены и гвозди, которыми был распят Спаситель. Всего сохранилось 3 или 4 гвоздя.

До XVII века один из них хранился в Грузии, но после завоевания Персией, был принесен шахом Аббасом в дар Святейшему Патриарху Филарету. После октябрьской революции реликвия была изъята новой властью, но в 2008 гвоздь был возвращен церкви и в настоящее время хранится в Храме Христа Спасителя в Москве.

Казанская икона Богородицы

Икона была обретена в 1579 году в Казани, ее откопали на пепелище после сильного пожара, уничтожившего часть города. На месте обретения возвели Богородицкий девичий монастырь. Икона была признана чудотворной, по церковным преданиям, при перемещении ее в храм исцелились двое слепых. Икону почитали не только в Казани, но и в Москве, и вскоре появилось множество списков. К XIX веку их стало так много, что сложно было сказать, где находится оригинал, но историки придерживаются мнения, что он хранился в Казанском Богородицком монастыре. Именно оттуда 26 июня 1904 года икона и была похищена, а впоследствии - уничтожена.
По другой версии, икона была продана за рубеж, и лишь в 2004 году возвратилась в Россию как дар папы Иоанна Павла II.

Мощи Серафима Саровского

Серафим Саровский – один из самых почитаемых русских святых. Его мощи считаются чудотворными. В 1920 году они едва не были утеряны из-за советской антирелигиозной программы. Через два года останки святого передали в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. В 1990 году мощи святого были вновь обретены, когда в запасниках Музея истории религии были найдены неопознанные останки. После тщательного анализа стало ясно, что они принадлежат Серафиму Саровскому. На сегодняшний день останки святого старца хранятся в Богоявленском кафедральном соборе.

Ковчег Дионисия

Ковчег Дионисия считается одной из самых древних и почитаемых христианских реликвий в России. Созданный в XIV веке русскими мастерами, украшенный золотом и драгоценными камнями, он был отвезен в Константинополь Дионисием Суздальским, где ковчег наполнили святынями. Его долгое время называли «Страсти Спасовы» и считали оберегом Московского княжества, Руси, а потом и России. Ковчег пережил революцию, он был сохранен большевиками как произведение искусства, и сейчас хранится в Кремле.

Меч князя Довмонта

Довмонт был литовским князем, но, бежав от междоусобных войн на родине, осел в Пскове, где принял крещение и стал зваться Тимофеем. Больше 30 лет Довмонт служил городу, а после смерти был причислен к лику местных святых. Меч полководца стал государственной реликвией. Долгое время он хранился в Троицком соборе, после революции клинок был передан в Псковский музей. Меч Довмонта является единственным средневековым мечом на территории России, чья история доподлинно известна и зафиксирована.

Мощи Александра Свирского

Александр Свирский 19 лет ушел в монастырь, где принял постриг. При жизни он был славен чудесами и праведным образом жизни, а после смерти его канонизировали.

В 1918 году, в рамках разоблачения церкви, тело святого было изъято из монастыря. В отчетах было записано, что останки святого были заменены восковой куклой, но в 1998 году мощи Александра Свирского, оставшееся нетленными, были возвращены церкви.

Кийский крест

Крест был заказан патриархом Никоном в Палестине для монастыря, который располагался на острове Кий. Крест размерами и формой походил на тот, на котором распяли Спасителя. Кийский крест является ковчегом, в котором содержится 108 мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. Изначально он хранился в Кийском монастыре, но с приходом советской власти его переместили в антирелигиозный музей на Соловках, а затем – в запасники Исторического музея в Москве. В 1991 году крест был передан в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Годеновский крест

Годеновский крест – это образ распятого Христа, выполненный из липового дерева. Святыня была обретена в 1423 году на Сахотском болоте. Пастухам явился Николай Чудотворец, и вскоре на месте обретения креста выстроили храм. Годеновской святыне приписывают большое число чудес, и, возможно, именно из-за этого крест так сильно пострадал в советские времена. После неудачных попыток сжечь или вытравить дерево кислотой, крест был брошен в болото, но несколько прихожан вытащили святыню из топи и спрятали в Златоустовском храме. В начале 21 века крест был отреставрирован, и сейчас ему можно поклониться в храме Иоанна Златоустого, который находится в Ярославской области, в селе Годеново.

Образ Святого Иоанна Предтечи с обручем

У чудотворной иконы Иоанна Предтечи богатая история. Она была написана в 1550 - 1560 годах, это был образ с местного иконостаса Девичьего монастыря. Особенностью иконы является то, что к ней прикреплен обруч, который сейчас хранится в отдельном ларце в часовне храма Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1922 году образ был изъят из храма большевиками, и вернулся в обитель лишь спустя 80 лет.

С 2005 года иконе может поклониться любой желающий, она прославилась чудесными исцелениями. Многие прихожане рассказывали, что их болезни отступили того, как они помолились Иоанну Предтече и возложили обруч на голову.

Толгская икона Божьей Матери

Толгская икона Божьей Матери хранится в Толгском монастыре в Ярославле. Существовало три списка этой иконы, но лишь один из них является чудотворным. Обретен он был в 1314 году Прохором, епископом Ростовским и Ярославским. На месте, где была найдена икона, возвели монастырь. Там образ и хранился вплоть до 1920 года, когда большевики передали его Ярославскому музею. В 2003 году Толгская икона Божьей Матери была возвращена в монастырь.

Образу приписывают множество чудес, в том числе мироточение, воскрешение умершего ребенка и исцеление царя Ивана Грозного от болезни ног. Последний, в благодарность, возвел в монастыре каменный собор.

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери, по преданию, была преподнесена Дмитрию Донскому казаками в канун Куликовской битвы. Искусствоведы считают, то образ был написан Феофаном Греком или одним из его учеников, а в России икону почитают как чудотворную. Так же примечательно, что икона двусторонняя – на обратной стороне написан образ Успение Богородицы.

По церковным преданиям, именно икона Божьей Матери спасла Москву от нашествия хана Гирея в 1591 году. В XVII веке для иконы был создан драгоценный оклад, состоявший из серебряной ризы с золотыми вставками и драгоценных камней. Также в него было вложено большое количество мощевиков, но в 1812 году войска Наполеона разграбили с него все камни, а во время Октябрьской революции икона лишилась и самой ризы. Сама она уцелела и была передана в Исторический музей. Сегодня образ находится в Третьяковской галерее.

Мощи Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский является праведником, чудотворцем и преобразователем монашества на севере Руси. Спустя 30 лет после его смерти были обретены мощи Преподобного. С тех пор рака с останками святого хранилась в Троице-Сергиевой лавре и покидала ее всего трижды – два раза из-за пожаров, один – во время пришествия Наполеона.

В 1919 году, в целях антирелигиозной пропаганды, тело Сергия Радонежского было вскрыто и передано Сергиевскому историко-художественному музею. После начала войны рака с мощами святого была эвакуирована в Соликамск вместе с музейным фондом. В 1946 году мощи Сергия Радонежского были возвращены церкви, и до сих пор находятся в Троице-Сергиевой лавре.

На протяжении многих веков люди пытались во что бы то ни стало найти хоть какие-то, связанные с Иисусом Христом вещи, и не мудрено, ведь многие из них, по преданию, обладают целительными свойствами. Сегодня мы расскажем Вам о восьми самых важных реликвиях, связанных с Иисусом Христом.

Животворящий Крест

Животворящий Крест – крест, на котором, согласно христианским верованиям, был распят Иисус Христос. Является одной из главных христианских реликвий. По преданиям, крест был найден царицей Еленой, матерью римского императора Константина I, в 326 году. Она приказала разрушить храм, построенный на месте распятия Христа, и выкопать три креста - один - преблаженный, на котором висел Христос, и два других, на которых были распяты разбойники. По легенде, чтобы определить на каком из крестов был распят Иисус, все три креста подносили к смертельно больной женщине, которая выздоровела, как только коснулась Животворящего Креста.

За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Согласно исследованию, проведенному в XIXв, суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около 1,7 кг.

Плат Вероники (Вуаль Вероники) - нерукотворное изображение Иисуса Христа, которое, по преданию, появилось на платке, который святая Вероника подала Иисусу Христу, когда он нёс свой крест на Голгофу. История этой реликвии довольно неоднозначна, ведь первые упоминания о ней встречаются лишь в средневековье. В Средние века было создано множество копий платка, до тех пор, пока в 1600 году Папа Римский не издал запрет на его копирование.

По преданию, истинный Плат Вероники хранится в соборе св. Петра в Риме. Это тонкая ткань, в которой на просвет видно изображение лика Иисуса Христа. Ватикан называет Плат Вероники самой ценной реликвией христианства, которая хранится в Базилике Святого Петра. В 1628 году Папа Урбан VIII издал запрет на публичный показ полотна, и с тех пор он вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году — в пятую воскресную вечерю Великого Поста. Время показа, при этом, ограничено, а сам плат показывается с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.

Плат Вероники показывают с балкона собора Святого Петра

Терновый венец - венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. Сегодня реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, находится в Париже, в соборе Нотр-Дам де Пари. Несмотря на многочисленные исследования, подлинность венца доказать так и не удалось. Реликвия выставляется напоказ в каждую первую пятницу месяца, Страстную пятницу, а также каждую пятницу Великого Поста.

(от лат. sudarium - «платок для вытирания пота с лица») - платок, которым накрыли голову Иисуса Христа после смерти. На материале нет никаких изображений, но его поверхность впитала в себя обширные пятна крови. По данным некоторых исследований, пятна крови на сударе точно совпадают с формой соответствующих пятен на Туринской плащанице (см. ниже) , что может указывать на то, что оба материала накрывали одно и то же тело. Реликвия хранится в капелле Камара Санта собора Сан-Сальвадор в Испании, и выставляется напоказ три раза в год.

Гвозди

В то время как верующие по всему миру спорят о том, сколько гвоздей понадобилось, чтобы распять Иисуса Христа, три или четыре, в мире насчитывается уже не менее 30 таких реликвий. По приданию, гвозди были найдены все той же царицей Еленой во время раскопок Животворящего креста. Часть гвоздей она подарила своему сыну Константину I, который использовал их для создания королевской диадемы и узды для своего коня. По слухам, один из гвоздей был использован для создания Железной короны, которая хранится в храме Иоанна Крестителя в Италии.

Святой Грааль

Святой Грааль – чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя. Несмотря на титанические усилия многих поколений исследователей, Святой Грааль так и не был найден.

Сторонники конспирологии утверждают, что под словом «грааль» подразумевается кровь потомков Иисуса. По мнению же других исследователей, Святой Грааль может означать грудь Марии Магдалины.

Крайняя плоть Иисуса Христа

Если Святой Грааль – самая желанная реликвия, то крайняя плоть Иисуса, – точно, самая необычная. Крайняя плоть (или препуций) – продукт Обрезания Господне, или говоря простыми словами, часть кожи полового члена Христа. Многочисленные монастыри и церкви заявляли и заявляют о том, что у них находится священный препуций, а самой реликвии приписываются многочисленные чудодейственные свойства. По некоторым данным, в мире насчитывается аж 18 препуциев, но официально, церковь не признает ни один из них.

Туринская плащаница – несомненно, одна из главных христианских реликвий, хранящаяся в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине (Италия). Плащаница представляет собой четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, было завернуто тело Иисуса Христа после смерти. На ней отчетливо видны два отпечатка человеческого тела в полный рост: со стороны лица и со стороны спины. Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых. Часть верующих убеждена, что на плащанице - настоящие отпечатки лика и тела Христа, но споры насчет ее подлинности продолжаются до сих пор.

СЕМЕЙНАЯ ГОРДОСТЬ

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

РУКОВОДИТЕЛЬ

МЕРЕЖАНОВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА

ВЕТЛУГА – 2016

1. Введение 3 - 4

2. Основная часть

2.2. Орден «Знак Почёта» 6

3. Заключение 14

4. Литература 15

5. Приложения

Введение

Цель данной работы:

Задачи:

Объект исследования:

Предмет исследования: орден как семейная реликвия.

Гипотеза исследования

Методы исследования:

Основная часть

Орден «Знак Почёта»

Ветлужский леспромхоз

Весной 1975 года моего дедушку вызвали в объединение Горьклес, директором которого тогда был Николай Васильевич Безруков. Владимиру Павловичу предложили должность директора Ветлужского леспромхоза.

Издавна Ветлужский край привлекал внимание и вызывал интерес прежде всего своим лесным богатством. С 1920 года Ветлужский район длительное время являлся одним из основных поставщиков деловой древесины и топлива для Московской, Петроградской и других центральных губерний.

1. Ветлужский лестрансхоз (посёлок Голубихи).

2. Калининский леспромхоз (посёлок Калинино). В 1967 – 1968 годах Ветлужский лестрансхоз и Калининский леспромхоз объединили, пос. Калинино и Голубихи соединили узкоколейной железной дорогой.

3. Ветлужский леспромхоз (город Ветлуга).

В Ветлужском леспромхозе лес заготовляли на участках Большая Какша, Малая Какша и посёлке Ленинский. Лес сплавляли для переработки в цехах лесопиления и обеспечения нужд города Ветлуги. В 1957 году лесокомбинат выпустил 8382 кубометра пиломатериалов, 10130 пар лыж, на 120 тысяч рублей мебели, 12982 тарных ящика.

В 1970 – 1980-е годы Ветлужский леспромхоз успешно работал. Это было современное лесозаготовительное и деревоперерабатывающее предприятие с комплексом различных цехов и служб. Ежегодно Ветлужский леспромхоз давал продукции на 3 – 3,8 миллиона рублей и снабжал сырьём картонную фабрику и Сявский лесохимкомбинат. Наряду с вывозкой древесины леспромхоз производил пиломатериалы, черновые мебельные заготовки, брус для текстильной промышленности.

В апреле 1984 года Калининский леспромхоз объединился с Ветлужским, и заготовленная древесина стала более рационально распределяться по пунктам отгрузки потребителям и переработки на нижних складах лесоучастков.

С 1977 по 1980 год посёлки Большая Какша, Малая Какша, Первомайка, Тумбас, Нагорный, где располагались лесозаготовители, были ликвидированы, а также ликвидирована железная дорога, и весь технологический процесс перешёл на автовывозку. На валке леса стали использовать валочные машины, на обрубке сучков – сучкорезки.

К сожалению, в настоящее время Ветлужский леспромхоз относится к числу тех предприятий района, которые перестали существовать.

Заключение

Крепкая семья – от крепких традиций. Не секрет, что семейные традиции, семейные реликвии способствуют укреплению семьи, сближению её членов, способствуют взаимодействию поколений рода.

Благодаря этой работе в нашей семье появилась ещё одна дорогая всем вещь – семейная реликвия – дедушкин орден. Это часть судьбы моего дедушки, значит, и часть судьбы всего нашего рода. Подобные реликвии обязывают нас быть достойными продолжателями дела своих отцов и дедов.

Проведя исследовательскую работу, я многое узнал о своём дедушке Мережанове В. П., лучше стал знать историю своей малой родины – города Ветлуги, познакомился с историей Ветлужского леспромхоза. В Ветлужском краеведческом музее материалов по Ветлужскому леспромхозу практически нет, архивные материалы в посёлке Калинино сгорели во время пожара в 90-е годы. Мы собирали материал по крупицам. Весь собранный материал мы постарались систематизировать и передали в Ветлужский краеведческий музей.

Данная исследовательская работа может быть использована в школе на классных часах, при проведении воспитательной работы.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. Второе издание. Гл. редактор Б. А. Введенский – «Государственное научное издательство», 1955

2. Ветлуга – сиреневый город – Нижний Новгород: Издательство «Книги», 2008, 216 с.

3. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь – М.: «Альта – Принт», 2007, VIII, 1239 с.

Источники

1. Воспоминания Мережанова Владимира Павловича

2. Воспоминания Мережанова Александра Владимировича

3. Воспоминания земляков: Рыжова Н. Н., Муравьёва В. И., Кальсина

4. Семейные архивы, фотоматериалы, реликвии

5. http://www.rusorden.ru/content/image/su/mm1_1a.gif

6. Архивные источники:

Заметки в газете «Ленинское Знамя» от 6 января 1977 года, 17 сентября 1977 года, 22 января 1977 года, 22марта 1977 года, 14 апреля 1977 года, 26 апреля 1977 года, 14 мая 1977 года, 09 июля 1977 года, 13 августа 1977 года, 25 ноября 1975 года.

Приложение 1

Орден «Знак Почёта»

Идею ордена художник Д. С. Галядкин выразил в фигурах мужчины и женщины – рабочего и колхозницы, идущих вперёд, олицетворяя движение к социализму.

Орден «Знак Почёта» носится на левой стороне груди и при наличии других орденов СССР располагается после ордена Дружбы народов.

Орден «Знак Почёта» имеет форму овала, обрамлённого по бокам дубовыми ветками. В центре его помещены фигуры рабочего и работницы, несущих симметрично расположенные слева и справа от них знамёна с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В верхней части ордена расположена пятиконечная звезда, под которой на фоне знамён находится рельефная надпись - СССР. В нижней части ордена помещена рельефная надпись – «Знак Почёта». Знамёна и звезда покрыты рубиново-красной эмалью и окаймлены по контурам позолоченными ободками. Древки знамён и надписи позолочены, дубовые ветки, нижняя часть ордена и его общий фон оксидированы.

Орден «Знак Почёта» изготовляется из серебра. Высота ордена – 46 мм, ширина – 32,5 мм. При помощи ушка и кольца орден соединяется с пятиугольной колодочкой, обтянутой шёлковой муаровой лентой светло-розового цвета с двумя продольными оранжевыми полосками по краям.

По постановлению Президиума ЦИК СССР от 25 декабря 1935 года орден «Знак Почёта» № 1 был вручен председателю колхоза «Батыр» Ташкентской области Артыкбаю Тиллябаеву за большие успехи в повышении урожайности хлопка.

Приложение 2

Приложение 4

«Ленинское Знамя» № 3 «Ленинское Знамя» № 10

Приложение 5

«Ленинское Знамя» № 35 «Ленинское Знамя» № 45

Приложение 5 (продолжение)

Газета «Ленинское Знамя» № 50 от 26 апреля 1977 года

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Фотография Мережанова В. П. на районной Доске Почёта (1977 год)

Приложение 9

Приложение 9 (продолжение)

Приложение 10

Приложение 11


С бригадой лесозаготовителей Ветлужского леспромхоза

Мережанов В. П. (крайний справа)

Поливочная машина для выравнивания и укрепления полотна зимней дороги, по которой осуществлялась вывозка леса

В центре Мережанов В. П.


Деловая древесина – части ствола дерева определённых размеров и качества, являющиеся конечным продуктом лесозаготовительного производства или используемые как полуфабрикаты для дальнейшей переработки

Площадка – место для временного складирования вывезенной из делянки древесины

Хлысты – ствол дерева, с которого удалены сучки

Делянка – участок леса, отведённый под рубку

Нижний склад – территория леспромхоза (предприятия), где осуществляется раскряжёвка хлыстов на сортименты

СЕМЕЙНАЯ ГОРДОСТЬ

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

МЕРЕЖАНОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

9 класс МОУ Ветлужской школы № 1

РУКОВОДИТЕЛЬ

МЕРЕЖАНОВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА

учитель МОУ Ветлужской школы № 1

ВЕТЛУГА – 2016

1. Введение 3 - 4

2. Основная часть

2.1. Значение слова «реликвия» в современной энциклопедии. 5

Какие бывают реликвии. Что такое «семейная реликвия»

2.2. Орден «Знак Почёта» 6

2.3. Трудовая биография Мережанова В. П. 7 - 8

2.4. Ветлужский леспромхоз 8 - 10

2.5. О чём рассказали архивные материалы 10 -13

3. Заключение 14

4. Литература 15

5. Приложения

Введение

Два года назад я начал изучение своего рода. Я исследовал фотографию моего прадедушки Коломина Александра Фёдоровича, который погиб во время Великой Отечественной войны в 1942 году в боях за город Ленинград. Все вместе мы пытаемся составить родословную нашего рода. К сожалению, о своих прадедушках и прабабушках я знаю очень немного. В нашем семейном архиве есть лишь несколько фотографий. Слушая рассказы о своих предках, я понимаю, что по их биографиям можно просмотреть историю моей страны: образование колхозов, Великая Отечественная война, победа над фашистской Германией, восстановление разрушенного войной хозяйства. История страны отражается в судьбах близких мне людей.

Я думаю, что гораздо сложнее узнавать о человеке, когда его уже нет в живых, а в памяти близких многие факты уже стёрлись. Городок наш небольшой. Моего дедушку Мережанова Владимира Павловича знают многие его жители. Поэтому я решил расспросить своего дедушку о самых значительных событиях его жизни.

Однажды я увидел у дедушки небольшую красную коробочку, в которой бережно хранится орден. Я знал, что мой дедушка не воевал, потому что был ещё маленький. За что же тогда он получил свою награду? Мой интерес стал ещё больше, когда дедушка сказал, что эту награду он передаст на хранение мне как самому младшему представителю нашего рода. Значит, мне предстоит стать хранителем семейной реликвии.

Цель данной работы: продолжить исследование своего рода через изучение семейной реликвии.

Задачи:

1. Изучить биографию моего дедушки Мережанова В. П.

2. Собрать воспоминания моего дедушки для семейного архива, узнать, какие наиболее значительные события происходили в его жизни, проследить их связь с историей нашего города.

3. Собрать и изучить имеющиеся фотографии, документы.

4. Систематизировать полученные данные.

Объект исследования: личность дедушки Мережанова В. П.

Предмет исследования: орден как семейная реликвия.

Гипотеза исследования : в судьбе моего дедушки отражается история моего города.

Методы исследования:

1. Опрос – интервьюирование дедушки Мережанова В. П., папы – Мережанова А. В.

2. Поиск и изучение информации о семейной реликвии.

3. Поиск и изучение информации о Ветлужском леспромхозе, который возглавлял мой дедушка с 1975 года.

4. Работа с архивными документами и фотографиями из семейного архива, документами Ветлужского краеведческого музея.

5. Обобщение полученных материалов.

Прежде всего, нам необходимо записать воспоминания дедушки. Особо обратим внимание на следующие факты: в какой период он возглавлял леспромхоз, за что был награждён орденом. Соберём информацию об ордене: когда учреждён, за какие заслуги человек мог получить эту награду. В этом нам поможет Интернет. Далее попытаемся собрать материал о Ветлужском леспромхозе. Обратимся за помощью в Ветлужский краеведческий музей, архив Ветлужского района, людям, которые работали вместе с дедушкой. Изучим фотографии из семейного архива. Если нам удастся собрать какие-либо материалы, то передадим их в музей.

Основная часть

Значение слова «реликвия» в современной энциклопедии. Какие бывают реликвии. Что такое «семейная реликвия».

Прежде всего, я решил выяснить значение слова «реликвия».

Слово «реликвия» происходит от латинских слов «остатки», «останки», «оставаться», «оставляю». Согласно энциклопедии, реликвия – это особо чтимые, дорогие по воспоминаниям предметы. (1, с. 339 - 340) Реликвии бывают историческими и религиозными.

Исторические реликвии являются своего рода документами, свидетелями былых событий. Яркими историческими реликвиями являются боевые знамёна, рукописи, государственные печати.

Религиозная реликвия – вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной. К числу религиозных реликвий относятся мощи. (3, с. 900)

Бывают и технические реликвии. Это экземпляры машин или другие технические устройства, относящиеся к типам, выпущенным в прошлом и давно не используемым, но сохранившиеся в работоспособном или восстановленном состоянии.

Семейные реликвии – документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

Если довериться энциклопедиям и словарям, реликвия имеет значение материальное, но я думаю, что это не так. По-моему, реликвия, прежде всего, имеет духовную ценность.

Что заключено в слове «реликвия»? Сразу выделяется «лик», что означает «лицо». Получается, семейная реликвия – это не просто особо чтимые, дорогие вещи, это ещё и лицо семьи, моего рода.

Вывод: Семейной реликвией может стать самая обычная вещь, не представляющая материальной ценности. Семейная реликвия имеет прежде всего духовную ценность для конкретного рода и является связующей нитью поколений этого рода.

Орден «Знак Почёта»

Поскольку для нас семейной реликвией стала дедушкина награда, мы решили узнать о ней как можно больше.

Орден «Знак Почёта» (см. Приложение 1) - это последний советский орден мирного времени. Он был учреждён 25 ноября 1935 года. Его появление было связано с насущной необходимостью поощрения неэкономическими стимулами трудового энтузиазма, наиболее ярким проявлением которого было стахановское движение, возникшее в годы второй пятилетки (1933 – 1937). Орден «Знак Почёта» вручался отдельным гражданам и целым трудовым коллективам за высокие производственные показатели в промышленности и сельском хозяйстве, за особые достижения в научной, культурной и спортивной деятельности, за внесение во все области социалистического строительства технических улучшений и изобретений, имеющих крупное экономическое значение, за заслуги по повышению боеспособности Красной армии и обороноспособности Союза ССР.

В ноябре 1935 года в Кремле проходило Первое Всесоюзное совещание передовых рабочих и работниц. На этом совещании особо было отмечено значение стахановского движения для социалистического строительства. В дни работы совещания ЦИК СССР 25 ноября 1935 года и учредил орден «Знак Почёта». Орден был объявлен «символом глубочайшего уважения к людям труда».

Вывод: Мы узнали, что орденом «Знак Почёта» награждались люди за особые трудовые достижения. Значит, мой дедушка тоже совершил что-то значительное в своей трудовой деятельности.

Новое на сайте

>

Самое популярное