Домой Занимательная астрология Для чего существует иконописный канон. Икона православная По каким канонам пишутся иконы

Для чего существует иконописный канон. Икона православная По каким канонам пишутся иконы

Иконописная секция XX Рождественских чтений (в программе чтений прошлого года отсутствовавшая) прошла в новом храме святого благоверного князя Александра Невского в Кожухове 25 января.

Открыл секцию доклад проф. СФИ, к.п.н. А.М. Копировского «Современное внутреннее убранство православного храма: традиция, стилизация, новая система?». Докладчик предложил семь вопросов, которые позволяют лучше понять, что представляет собой современная система внутреннего убранства православного храма. Соответствует ли она Священному Писанию? Церковному Преданию? Богослужению? Храмовой архитектуре? Как взаимодействуют ее элементы между собой? А главное - как она соотносится с церковным собранием? Присутствует ли в системе росписи целостность, единый образ, открывающий внутреннее содержание веры и жизни Церкви?

Эти вопросы были проиллюстрированы примерами декора в древних и современных храмах. Последние, к сожалению, далеко отстают от древних, часто напоминая археологический музей или просто набор отдельных сюжетов, не связанных ни с архитектурой, ни с богослужением, ни с народом.

Как отметила в своем докладе ведущая секции, известный специалист по современной иконографии, кандидат культурологии И.К. Языкова, по существу иконопись, как и строительство храмов, стала светским делом. Облик храма чаще всего определяет уже не откровение о Христе и грядущем Царстве, не церковное собрание, а… спонсор.

По мнению А.М. Копировского, формальное, механическое восстановление классической системы росписи сегодня невозможно и не нужно, необходим поиск новых форм. Главное, что они должны унаследовать от системы, сложившейся в IX веке, - целостность и осмысленность, что возможно только при условии возвращения иконописи в церковь, т.е. рождения иконописцев в самой церкви.

Живую реакцию вызвало сообщение «Роль заказчика в современном иконописании» санкт-петербургского эксперта-искусствоведа А. Трапезниковой. Она рассказала о проекте восстановления убранства Морского собора свт. Николая в Кронштадте, указав на ряд нелепых иконографических ошибок и сопроводив свое выступление красноречивым видеорядом. Чего стоят изображения евангелиста Марка в трех разных возрастах, святого благоверного князя Андрея Боголюбского в апостольских одеяниях (вместо подобающих ему княжеских), опущенная вниз рука Христа с благословляющим жестом, отсутствие апостолов на иконе «Преображение Господне»! Докладчица также указала на низкий художественный и технологический уровень исполнения изображений. Проект вызывал в аудитории одновременно недоумение, смех и сожаление.

Также в прозвучавших докладах затрагивались проблемы создания новых росписей и икон в храмах (Д. Кунцевич, Минск), декоративной резьбы и воссоздания древней формы алтарной преграды (А. Жаров, Минск) и другие. Более подробно с работой иконописной секции и особенно с любопытной дискуссией в связи с ней можно познакомиться на сайте

5.1. Что такое икона?

– Слово «икона» – греческое, означает «образ», «изображение». Икона – это священное изображение Господа, Матери Божией, ангелов, святых и наиболее значимых событий из священной и церковной истории (иконы праздников).

Икона – это образ, помогающий сосредоточиться в молитвенном обращении к тому, кому молятся.

5.2. Что означают надписи на иконах, например, буквы над головой Спасителя?

– Традиционно на иконах имеются надписи. В древности икона считалась законченной лишь тогда, когда была поименована: в духовном смысле это выявляет связь личности святого и его образа. Иконы Господа нашего Иисуса Христа всегда имеют нимб – символ божественного света и святости. В нимбе Спасителя ставят греческие буквы οΏν. Это слово в переводе на русский язык означает «Сущий» – всегда присутствующий и вечно существующий Бог. Над головой Божией Матери ставят греческие буквы MP ΘY. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают «Матерь Бога», или «Божия Матерь».

На иконах святых начертаны буквы, обозначающие чин их святости и их имена.

5.3. Не является ли иконопочитание нарушением второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4–5)?

– Иконопочитание не противоречит второй заповеди. Церковь учит, что икона основывается на самом факте воплощения второго Лица Святой Троицы – Сына Божия.

В Ветхом Завете не изображали Всевышнего потому что «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но в Новом Завете «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Бесплотный воплотился и Невидимый стал видим! Теперь Он уже Сам говорит ученикам: «Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели» (Мф. 13:17). Слова Спасителя значат, что апостолы, в отличие от древних пророков, уже непосредственно видят явившегося на земле Бога, Который в Ветхом Завете пребывал невидимым. «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9), – говорит Сам Господь. В этом существенное отличие Евангелия от Синайского Законодательства. Там не видели никакого образа, здесь Бог является в конкретном, видимом, зримом образе, а значит, и изобразимом.

Первые иконы – это образы Христа – Воплотившегося Бога и Богоматери, посредством Которой Бог воплотился. На этих двух образах основывается вся христианская иконография.

5.4. В чем различие между православной иконой и картиной?

– Картина – это созданный творческой фантазией человека художественный образ, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущения художника. Картина – это земное изображение.

Церковь неотмирна, и иконография как творчество сугубо церковное, в отличие от картины, обращена к тому, что выше земного, временного и субъективного. Ее содержание составляют не земные переживания, настроения, характеры или природные пейзажи, а тайна спасения, совершенная Богом на земле, и та изначально заповеданная цель, которую достигли святые – единение человека с Богом. Икона избегает индивидуализации, она выражает соборный духовный опыт Церкви, и запечатлевает в красках православное богословие, поэтому в иконописи важна точная передача духовных истин, а не субъективного видения. Обычно иконы не подписываются иконописцами, в отличие от светских картин.

5.5. Как устроить домашний иконостас?

– При размещении икон в жилище христианине традиционно специально выделяют восточный угол комнаты. В этом так называемомкрасном углу и обустраивается место для икон, лампад, святой воды, просфор и других святынь. Можно, если не позволяют условия, устроить место для икон не в углу комнаты и не строго на восточной стороне (но не на западной). Желательно избегать близкого соседства с иконами телевизора, компьютера, зеркал, которые могут отвлекать от молитвы. Не стоит рядом со святыми иконами ставить декоративные предметы светского характера.

5.6. Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?

– Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится слева (если смотреть на образа) от иконы с изображением Спасителя. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Вверху над всеми иконами желательно поместить святой крест.

Возле икон не следует помещать изображения светские, фотографии или картины мирской тематики – они будут отвлекать от молитвы, вносить в душу посторонние помыслы. Фотографии известных старцев и канонизированных святых XIX–XX веков лучше помещать отдельно от иконостаса, поскольку фотография фиксирует отдельный момент земной жизни святого, а икона изображает его прославленный лик в Небесном Царстве.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеские отношения в браке не являются грехом.

5.8. Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?

– Желательно иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь в домашнем иконостасе иконы святых, имена которых носят члены семьи и тех святых, к небесной помощи которых наиболее часто обращаются. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где их заранее освящают.

Иконы не должны приобретаться для украшения интерьера. Икона – это святыня. Через молитвенное обращение к иконе мы обращаемся к Самому Богу, Божией Матери, Ангелам Господним и святым.

5.9. Зачем иконы освящают?

На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения. С древности икона признавалась за святой образ, благодаря надписанию на иконе имени изображаемого.

Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые привносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать.

В настоящее время после написания икона освящается в храме. Читаются особые молитвы, и образ окропляется святой водой. Однако важно учесть, что к иконе до освящения необходимо относиться также благоговейно и почтительно, как и после него.

5.10. Сколько раз надо освящать иконы?

– Иконы освящаются священником после их изготовления, реставрации или приобретения вне церкви.

5.11. Для чего зажигаются лампады перед иконами и совершается перед ними каждение?

– Горящие лампады символизируют духовную радость, теплоту веры и горение духа молящихся перед иконами. Зажигать светильники перед священными изображениями и совершать перед ними каждение благовонным фимиамом повелел Сам Бог пророку Моисею: «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» (Исх. 27:20–21). За православным богослужением возжигаются светильники в знак радостного горения духа перед Богом, и бывает каждение благовонным ладаном для напоминания верующим, что молитва, как дым кадильный, должна возноситься вверх к Престолу Божию.

5.12. В какие дни можно зажигать дома лампадку перед иконами?

– Лампадку можно зажигать по праздникам и во время домашней молитвы. Можно ее вообще не гасить.

5.13. Для чего бывают чудеса от икон?

– Многочисленные чудеса, происходящие от икон, святых мощей, святой воды побуждают нас задумываться о духовных ценностях и смысле жизни.

Чудо – есть проявление Божиего всемогущества, это ощутимый человеком результат сверхъестественного действия Божия в этом мире. Церковная история знает множество чудес, происходящих через святые иконы, с глубокой древности и до наших дней.

Однако ждать того, чтобы от иконы непременно произошло видимое чудо, не следует. Тем, кто искренне, с верой молится перед иконами, просит полезного для спасения души, Господь подает Свою помощь иногда явным, а иногда и невидимым, но действенным образом.

5.14. Про некоторые иконы говорят, что они чудотворные, а остальные какие?

– История Церкви знает множество явленных образов (т.е. чудесно обретенных по Промыслу Божию), и их явление ознаменовано чудесами. Чудотворной называют икону, по молитве перед которой произошло исцеление или была получена Божия помощь в каком-либо деле. Но каждая икона благодатна и может стать чудотворной. Можно даже сказать, что всякая икона, перед которой горячо и искренне молятся, становится для молящихся чудотворной.

5.15. Что такое намоленные иконы?

– Намоленными в народе называют иконы, перед которыми молятся поколения верующих не одну сотню лет. Вера этих молитвенников прошлого не была постыжена, они получили просимое. Воспоминание об этом и сейчас укрепляет веру, способствует более крепкой и глубокой молитве.

5.16. Какие иконы кладут в центре храма на аналое?

– В центре храма на аналое полагается икона праздника, если в этот день есть какой-либо церковный праздник, или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен главный престол храма или расположена икона «Святцы» – икона с изображением святых, память которых совершатся в текущем месяце.

5.17. Как правильно прикладываться к иконам?

– К иконам следует подходить не спеша, мысленно произнося молитву к Богу, Божией Матери или святому, изображенным на иконе. Обычно дважды крестятся с поясным поклоном, затем прикладываются к иконе в знак любви и почитания изображенного на ней. После этого в третий раз осеняют себя крестным знамением, кланяются и отходят. У изображенного на иконе Спасителя целуют благословляющую десницу (правую руку), край одежды, ноги. У Божией Матери и святых целуют руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы.

Ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него. Прикладываясь к иконам для того, чтобы получить исцеление от телесных и душевных недугов, необходимо верить в действительную силу животворящей Божией благодати.

5.18. Сколько раз надо прикладываться к иконе, на которой изображено несколько святых?

– К такой иконе можно приложиться один или несколько раз.

5.19. Какие слова молитвы следует говорить, подходя и прикладываясь к иконам?

– Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога о мне (о нас)». Можно молиться и своими словами, главное, чтобы они были искренними и чистосердечными.

5.20. Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?

– Целование святых икон и поклонение им свидетельствует о благоговении и любви к изображенным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Церковь верит, что через святыню не происходит заражения. Наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.

5.21. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

– Такую икону ни в коем случае нельзя выбрасывать. Раньше такие иконы пускали по течению реки. Лучше всего отнести такую икону в храм и отдать для сжигания в церковной печи. Надо помнить, что порча иконы – грех, поэтому выцветшие бумажные иконы не следует сминать, разрывать, разрезать. Даже к испорченной иконе следует относиться с благоговением.

5.22. Как поступать с найденными иконами?

– В подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Не стоит бояться найденной или подаренной иконы. Найденные или приобретенные вне церкви иконы следует освятить в храме. Их можно разместить среди домашних икон или подарить.

5.23. Как поступать со священными изображениями в светских журналах, газетах, на марках, упаковках для продуктов?

– Священные изображения следует оберегать от повреждений и попирания. Их нельзя выбрасывать в мусор, можно отнести в храм на сжигание в церковной печи или сжечь самостоятельно.

Церковь синтезирует в себе несколько видов искусств: хоровое пение, архитектуру, театральное действие и живопись.

Живопись представлена такими направлением как иконопись .

Иконопись (от «икона» и «писать») - вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

Икона - это не свободная мысль художника, воплощенная на холсте. Любая икона должна соответствовать определенным канонам, поэтому существует определенная система, которая содержит в себе определенный свод правил и требований к иконам . Называется данная система иконографией .

Иконография (от греч. eikṓ n - изображение, образ и grá phō - пишу), в изобразительном искусстве строго установленная система вариантов изображения какого-либо персонажа, события, сюжета, связанных, как правило, с религиозной тематикой. Иконографией называют и раздел искусствознания, изучающий символику и канонические сюжеты искусства.

Иконография со своими канонами существует не одно столетие. За эти долгие годы сложились основные направления иконографии:

  • Иконография Иисуса Христа
  • Иконография Богородицы
  • Иконография «праздников» в христианском искусстве
  • Иконография Будды и божеств в буддийском искусстве.

Каноны иконографии.

Строгие предписания при создании иконы существовали уже в древних цивилизациях. Самые строгие правила иконографии касались Христа, Богоматери, ангелов и святых. Например, Христа изображали либо одного, либо в окружении святых. Облик Христа должен был соответствовать христианским преданиям: он представал величавым, средних лет, с небольшой бородой и длинными волосами.

По сторонам от головы Спасителя должны быть буквы - сокращение имя Иисус Христос, а также расчерченный крестом нимб, который должен напоминать о жертве, принесённой за людей.

Изображения Христа могли быть оглавными (только голова), оплечными (по плечи), поясными и в полный рост. Правая рука Иисуса должна быть приподнята в благословляющем жесте.

Иконографические каноны при создании иконы с ликом Богоматери были менее строги, что позволило появиться большому многообразию изображений Богородицы.

Тайна Триединства должна быть воплощена в любом изображении Троицы. Следует сказать, что в разное время понимание сюжета Троицы было разным.

Канонической стала икона Рублёва. При изображении Святой Троицы запрещаются любые указующие надписи (даже в сокращенном виде), запрещается изображение нимба над Иисусом. Бога Отца тоже изображать нельзя, так как его никто не видел и как он выглядит - никто не знает.

Что касается одежды, то тут иконография так же выдвигает ряд правил. Она должна представлять из себя яркие пятна, которые повторяют изгибы тела. Что касается фона, то первоначально это были горы или холмы, которые стремились вверх. Позже на изображениях появляются парящие в воздухе постройки.

Иконография и другие науки.

Археологи под термином «иконография » понимают изучение смысла изображения, в том числе и портрета.

У искусствоведов понятие «иконография » еще шире - это целая дисциплина, которая ставит перед собой задачу идентифицировать и классифицировать художественные произведения. Сложилась эта дисциплина в Германии и Франции в 1840 году.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

частный случай антропоморфного изображения, наделенного сакрально-культовыми функциями. На иконах изображали Иисуса Христа, Богоматерь, пророков, праотцев, апостолов и многочисленных христианских святых. Как правило, иконы писались на деревянной основе темперными или энкаустическими красками. Как и остальные предметы христианского культа, иконы несут в себе божественную благодать, которая дается им ради имени тех, кто на них изображен. Благодать не присуща изначально материалу, из которого изготовлена икона. Святой ее делает действие Святого Духа. Иконы выполняли разнообразные функции: им поклонялись, им молились, ими исцелялись; иконы украшали христианские храмы и домашние молельни, являлись частью литургических ритуалов и процессий. См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО. Богословское учение об иконах. Православные богословы считали, что иконное изображение адекватно текстам Священного Писания: повествование выражает письмом то, что живопись выражает красками. Изображение было призвано дополнять и разъяснять евангельский текст. Истинными создателями икон считались богословы, отцы церкви. «Умными очами» они прозревали образ в мире идей. Делом иконописца было прорисовать, выявить, материализовать его, т.е. выполнить техническую сторону дела. Исключение составляют те случаи, когда иконописец, как, например, преподобный Андрей Рублев, достигал высот богопознания.

Слово «икона» происходит от греческого

eikon («образ», «изображение»). В период становления христианской эстетики в Византии было выработано новое по сравнению с античностью отношение к изображению и сформулировано учение об иконе. Это учение стало важнейшим звеном византийской богословской системы и явилась теоретическим фундаментом для всего восточно-христианского мира. Первую апологию религиозных изображений написал Иоанн Дамаскин (ок. 676 – ок. 754) в период ожесточенной полемики с противниками икон. Иконоборцы доказывали, что нельзя изобразить Бога, поскольку божественная природа непознаваема и неописуема. Иоанн Дамаскин соглашался, что невидимого и неописуемого Бога изобразить невозможно, но утверждал, что воплотившегося в человеческую плоть и жившего среди людей Бога Иисуса Христа изображать не только можно, но и необходимо. Согласно Иоанну Дамаскину, икона не является точной копией прототипа (первообраза), а служит лишь его подобием. В силу этого она не замыкает внимание зрителя, но возводит его ум к созерцанию духовной сущности изображенного, возвышает до созерцания первообраза. Видя перед собой изображенного на иконе Христа и поклоняясь его образу, христианин воздает честь самому Богу. Несколько позднее на VII Вселенском соборе (8 в.) святые отцы уточнили, что на иконе, передающей внешний вид Иисуса Христа, изображается не его человеческая природа как таковая, которую изобразить невозможно, а его Личность в единстве двух природ – божественной и человеческой. Таким образом доказывалось, что живописный образ, не имея ничего общего с сущностью первообраза, но передавая лишь его внешний вид, выражает его духовную сущность. Именно поэтому иконам поклоняются как объекту любви, а сам факт создания изображения является также знаком выражения любви к изображенному. Канон. Кроме теоретической основы, в Византии был выработан и особый изобразительный язык иконы, далекий от иллюзорно-натуралистических приемов передачи действительности: все художественные средства были направлены на создание одухотворенного, об ó женного образа, осиянного божественным светом.

В 8–9 вв. византийский мыслитель Феодор Студит (759–826) обосновал понятие канона, которое сопутствует искусству иконописи. Поскольку изображение Иисуса Христа или любого из святых является идеальным воплощением первообраза, то логично сделать вывод, что оно может быть воплощено в различных материалах и вариантах. Однако как бы многочисленны ни были эти варианты, все они имеют один и тот же «характер», или иконографический тип, закрепленный каноном как истинный и соответствующий жизненным реалиям. Канон фиксировал все значимые детали типа, заносившиеся в виде прорисей в иконописные подлинники, которыми пользовались художники. В иконографическом типе важно всё: поза персонажа, одежды, окружающие атрибуты, жесты рук, надписи. Знание символического значения каждой детали позволяет прочесть и осмыслить символику образа.

Иконографические типы . « Спас Нерукотворный». Начало созданию икон было положено самим Христом. Как повествует легенда, правитель сирийского города Эдесса Авгарь, будучи тяжело больным, послал своего художника ко Христу в надежде, что выполненный им портрет Иисуса исцелит его. Мастер не в силах был перенести на полотно черты лица Иисуса. Тогда Спаситель взял у него полотно и отер им свой лик. На полотне чудесным образом отпечатался лик Христа. В православной иконописи это изображение получило название «Спаса Нерукотворного». См. также ВЕРОНИКА, СВ. « Пантократор». К числу самых распространенных изображений Христа относится иконографический тип «Пантократор» (греч. «Вседержитель»). Это поясное изображение Христа, облаченного в хитон и гиматий, лишенное каких-либо внешних атрибутов божественного достоинства. Правая рука Спасителя поднята в жесте благословения, а левая держит Евангелие. Голову охватывает крещатый нимб. На ветвях креста помещены три греческие буквы (греч. «Сущий»). Это наиболее универсальное изображение Спасителя, наглядно раскрывающее его человеческую сущность, но в то же время представляющее его как владыку мира. Иконы Богоматери. Самыми любимыми и наиболее распространенными в православном мире были иконы Богоматери. Исключительное почитание Девы Марии объясняется тем, что из всего человеческого рода она первая достигла обожения, полного преображения всего человеческого существа. Согласно преданию, первое изображение Богоматери создал евангелист Лука. Богоматерь не только одобрила икону, но и сообщила ей свою благодать и силу. Предание подчеркивает, как важно было для христиан донести до потомков «портретность», историческую достоверность изображений Девы Марии. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Среди богородичных икон можно выделить шесть основных иконографических типов: «Умиление» (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке); «Одигитрия», или «Путеводительница» (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне); «Млекопитательница (Мария, кормящая Младенца грудью)»; «Взыграние» (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца); «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками) и «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди медальон с изображением Иисуса Христа). Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод. Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией. Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными. Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений. См. также МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА. Богоматерь Владимирская. Самая почитаемая и самая древняя русская икона – Богоматерь Владимирская. Первое упоминание о ней встречается в летописи под 1155 годом. Из источников известно, что она была привезена из Константинополя в Киев и находилась в Вышгороде в женском монастыре. В 1155 князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимирское княжество. Прославление иконы связано именно с древним Владимиром. «Владимирская» стала прототипом для многих русских вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами (Богоматерь Донская, Богоматерь Игоревская, Богоматерь Федоровская). См . ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. Кроме так называемых «портретных» изображений Богоматери, существовали символические, усложненные различными атрибутами и аллегориями. В качестве символов-аллегорий выступают мафорий (покрывало византийских женщин), вертеп (пещера), земля, пустыня, гора, горящая купина (куст), лоза, лествица, дверь. Происхождение и тематика таких усложненных образов различны. Легенду о возникновении одного из наиболее древних символов – Богоматери «Живоносный Источник» приводит византийский историк 14 в. Никифор Каллист. Однажды воин Лев, будущий император Лев Маркелл (5 в.), проходил через поросшую лесом местность и встретил заблудившегося слепого человека. Лев вывел слепца на тропинку и пошел искать воды, чтобы дать напиться уставшему путнику. Неожиданно он услышал голос, который, назвав его царем, велел ему войти в рощу, взять воды, дать ее жаждущему, а тину возложить на его очи. Этот же голос назвался обитательницей рощи и повелел ему построить на месте обретения источника храм. Слепец прозрел от целительной воды и тины, а ставший императором Лев Маркелл возвел над источником храм, в огромном золоченом куполе которого были проделаны отверстия. Через них лучи солнца освещали выложенный белым мрамором источник с двумя лестницами, ведущими к нему. В куполе находилось мозаичное изображение Богоматери с Младенцем, которое отражалось в источнике. Почитание Живоносного источника выразилось также в появлении иконы Богоматери с Младенцем на груди, осеняющей купель с источником. « Похвала Богоматери». Символом постоянного заступничества за христиан стал образ «Похвалы Богоматери». Праздник Похвалы был установлен в Константинополе в 8 в. в память чудесного спасения города Богоматерью от нашествия аваров. Древнейшая икона Похвалы находилась в императорском влахернском дворце. На иконе изображалась Богоматерь с Младенцем, восседающая на троне в окружении ветхозаветных пророков с прооброзовательными символами Богоматери в руках (храм, дверь, лествица, гора и т.д.).

В 14 в. в Византии появляются символические иконы на тексты торжественных литургических песнопений в честь Богоматери. Одному из византийских гимнографов принадлежит знаменитая песнь в честь Богородицы, начинающаяся словами «Достойно есть…» Иконы на текст этого гимна возникли в 16 в. Они представляли собой четырехчастную композицию, каждый сюжет которой иллюстрирует определенную часть песнопения. Особенно выделяется изображение Богоматери «Честнейшей Херувим и славнейшей Серафим», представленной как Царица Неба в окружении бесплотных ангельских сил.

« Неопалимая Купина». К позднейшим символическим изводам относится и «Неопалимая Купина» – так называется горящий и несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею. По церковному преданию, неопалимая купина – прообраз Богоматери, пребывшей девой и по рождении Иисуса. На основе данного символа в 16 в. на Руси возникла сложная иконография, в которой отразились космогонические представления славян. Богоматерь здесь уподобляется Небесной Царице, Матери природы и повелительнице стихий. Она изображается на фоне красно-синей мандорлы (миндалевидного сияния) в виде звезды, символизирующей горний мир. В лучах помещены символы евангелистов, а между ними ангелы природных стихий.

Особую категорию составляют иконографии 17 в., такие, как «Всех скорбящих радость», «Неувядаемый цвет», «Жена, облеченная в солнце», обнаруживающие стремление обогатить образ мотивами западного католического искусства. В чудотворных иконах 18–19 вв. появляются прямые заимствования западных изображений («Нечаянная радость», Богоматерь Ахтырская).

См . также ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯЩЕННЫЕ; ИКОНОСТАС.

ЛИТЕРАТУРА Бычков В.В. Малая история византийской эстетики . Киев, 1991
Самойлова Т.Е. Иконография Богоматери : Оранта. Знамение. – Юный художник, 1991, № 11
Щенникова Л.А. Иконография Богоматери : Одигитрия. Умиление. – Юный художник, 1992, № 2
Маркина Н.Ю. Иконография Богоматери. Символические изводы . – Юный художник, 1993, № 2
Лидов А.М., Сидоренко Г.В. Чудотворный образ. Иконы в ГТГ . М., 1999

Разработка урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе

по модулю «Основы православной культуры»

Учитель начальных классов МБОУ лицея № 58 Советского района

Ростова – на - Дону

Архипова Наталья Александровна

2013г

Тема: Икона.

Учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры»;

Цели урока:

Обобщение и систематизация представлений учащихся об иконе и иконостасе.

Способствование формированию у обучающихся представления о красоте, художественного вкуса.

Способствование развитию речи, живого образного мышления.

Задачи урока:

углубить представление об иконе в терминах культуры; научить детей отличать икону от картины, находить отличия и сравнивать иконы; повторить и закрепить материал о православном храме; познакомить с новыми понятиями; развивать речь учащихся; воспитывать чувство уважения, сострадания.

Оборудование:

картина Михаила Васильевича Нестерова «Странник», маленькие иконы (Богородица Умиление, Богоматерь Владимирская, Георгий Победоносец);

материал об иконах;

Понятия: Икона. Иконостас. Иконопись. Иконописец. Образ Божий. Лик.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами на прошлом уроке говорили о храмах. Как православные христиане украшают храмы (внутри и снаружи)?

Как православные люди понимают красоту?

- Как вы думаете, почему в православных храмах так много икон?

Посмотрите на картину Михаила Васильевича Нестерова «Странник». На ней изображен человек.

Можем ли мы сказать, что это изображение и есть человек? (дети отвечают)

Нет. Картина представляет нам лишь телесный образ человека.

А как вы думаете, можно на картине изобразить душу человека? (дети отвечают)

Мы не знаем, как выглядит душа, внутренний мир недоступен для зрения. Но это мир чувств, значит, с помощью художественных средств отображая настроение человека, можно изобразить образ души. Как, например, на этой картине, с помощью красок и линий художник Иван Николаевич Крамской передал душевное состояние монаха – спокойствие и вдумчивость.

Как вы понимаете выражение «святой человек»? (дети отвечают)

Слово «святой» означает «блестящий, сияющий, светлый, чистый, белый». т.е. святой человек – это праведный человек с чистой душой, в которой нет ни капли зла. Образ святости, т.е. образ Божественного света, с помощью художественных средств передается на особых картинах, которые называются иконами.

3.Беседа с учащимися по теме урока.

Итак, тема нашего урока сегодня – Икона.

Зачем в доме иконы? (им поклоняются, благославляют)

Что значит слово «икона» ? («икона» в переводе с греческого означает «образ»).

А где в православном храме больше всего икон? (Иконостас – ряд икон, отгораживающий (соединяющий) алтарь от центральной части храма).

Можно предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский или другие. Выбор тематики картин – от популярных до сюжетов церковной истории.

Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам).

Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь). Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы.

Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать внутренний мир святого человека, изобразить Божественный свет в душе. Но не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. Православные иконы пишутся по определенным правилам. Эти правила называются иконописным каноном.

Cлово «икона» греческого происхождения и означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, Ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входи г в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, - предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого.

Работа с текстом с. 52-55

Необычно также, что Линии на иконе не сходятся вдали, а, напротив, расходятся. Когда я смотрю на мир, то чем дальше от меня предмет, тем он меньше. Где-то вдали даже самый большой предмет превращается в крохотную точку (например, звезда). А что же тогда означает, если линии на иконе вдаль расходятся? Это значит, что не я смотрю на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на меня.

Христианин, переживая это, ощущает себя перед взором Христа. И, конечно, старается вспомнить заповеди Христа и не нарушать их.

Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него.

Давайте попробуем вспомнить все особенности написания традиционной православной иконы.

Дети, подглядывая в учебник, называют отличительные особенности иконы.

Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? (дети отвечают)

Слушаем текст «ИКОНА И МОЛИТВА»

Рассказ об иконах

Чудотворная икона Божией Матери Владимирская - величайшая святыня земли русской. Трижды она явила чудо спасения Москвы от татаро-монгольского разгрома. Эти факты чудесной защиты русских людей от уничтожения вошли даже в сочинения историков Ключевского и Соловьева. Икона пришла к нам из Византии. По преданию, она написана апостолом Лукой на досках от стола, за которым происходила тайная вечеря. Ее увидела сама Богородица и сказала: "С Сим образом благодать моя и сила да пребудут". Эта икона - очень сильная и очень древняя, ныне она пребывает в церкви Николы в Толмачах, которая является частью Государственной Третьяковской Галереи. Этой святыне каждый православный человек должен поклониться.

Богородица Умиление”

При обращении к Богородице «Умиление» молятся об исцелении от недугов.

Икона находилась в келье преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл к Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.

Празднование иконы Богородицы «Умиление» 10 августа (28 июля по старому стилю)

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем ( ), опустошавшего землю одного в . Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - , змей - . Также это рассматривается как победа над - «древним змием

Символика цвета в иконе

Давайте посмотрим, как же святые изображаются на иконах. И разберем отличия иконы от картины.

Плоское двумерное изображение, отсутствие объема, трехмерности. Результат – действие происходит не в горизонтальной плоскости, а в вертикальной – устремление души направлено вверх.

Главное в иконе - свет вообще - главное в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений.

Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и, значит, в ней не осталось места для зла, нет тьмы. Все стало пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.

На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда.

Отличие звезд (солнц) от планет в том, что звезды сами рождают свой свет, а планеты посылают в космос лишь отражаемый ими свет солнца. Это как отличие лампочки от зеркала.

Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда.

Свет вообще - главное в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений.

Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонен задней стеной комнаты. Поэтому если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения (храма, комнаты, дворца), он все равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между домами набрасывает как бы занавес – «велум» (по латыни velum означает парус).

Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь.

Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.

Иногда и нога святого заступает за пределы собственно иконы. И смысл тот же самый: икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь.

Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни, вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно.

Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога? (дети отвечают)

Еще одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Все действие разворачивается в одной плоскости. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой. Цвет имеет богатую символику в иконе. Красный – это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в тоже время и цвет царский. Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый – это свет преображения и цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак – божественный свет ярчайший, ослепляющий. Золотой – это цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город: стены его выложены из драгоценных камней, а улицы «чистое золото и прозрачное стекло». Красочная звучность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие фактуры иконы – это отблеск красоты Царства Небесного.

4.Закрепление .

Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?

Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?

Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?

Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?

5.Подведение итогов. Выставление оценок.

Новое на сайте

>

Самое популярное