Домой Нумерология О внеэкономических законах развития общества и экономики. Развитие: законы развития общества. Законы экономического развития Особенности нравственного сознания

О внеэкономических законах развития общества и экономики. Развитие: законы развития общества. Законы экономического развития Особенности нравственного сознания

Законы общественного развития и теория .
- 03.01.12 г. -

Законы общественного развития крайне важны для понимания жизни общества и для осмысления и проектирования его будущего, в т.ч. и для модернизационных теоретизаций .
В Новейшей философии законы общественного развития активно исследуются, в основном, в ее двух соответствующих науках: в современной политической экономии и в социальной философии Новейшей философии (экономические законы в общественных науках лишь декларируются и используются, в основном, как учебное пособие, а при анализе экономики и, тем более, планировании социально-экономического развития конкретной страны реально не учитываются, даже странно как-то).
На основе законов общественного развития не только прослеживаются общие тенденции развития общества и делаются прогнозы, но и осуществляется сочетание теоретического и практического; главное, для этого всего создается теоретическое основание, что очень важно для понимания и планирования развития общества, тем более, для осуществления модернизационного проектирования .
Но законы общественного развития имеют и гносеологическое значение: в частности, они являются одними из теоретических положений основания модернизационных теоретизаций .

Законы общественного развития - это достаточно сложное теоретическое положение.
Во-первых, науки не знают, что такое законы , и сводят их и их многообразие к повторяющимся явлениям, при этом попадая в двусмысленную ситуацию: ведь если законы есть, то надо указать, где они есть, и что они из себя представляют, а не редуцировать их только к их проявлению, к явлениям, т.е. необходимо, как минимум, идентифицировать самость законов и указать их «местоположение» - сферу, где они «существуют», из которой они «действуют», - чтобы понять их механизмы, что на основе материалистической парадигмы сделать невозможно. И наукам необходимо, по сути, отрицать законы, что, с другой стороны, невозможно и составляет неразрешимое противоречие.
Во-вторых, особенно трудно наукам с законами общественного развития. Это в СССР было все просто: все законы служили пропаганде движения к коммунизму, но, правда, так как не было известно, что такое закон, и марксизм-ленинизм был искажен, то вместо законов подсовывались лозунги КПСС и выслуживающихся ученых. И простота законов движения к коммунизму для СССР плохо закончилась. А на самом деле при обсуждении законов общественного развития в общественных науках возникли большие трудности: надо знать, что такое закон, как быть с его объективностью, особенно касающейся смены старого новым (в т.ч. капитализма , что совсем уж неугодно буржуазной экономической науке , которая поэтому и свелась к обсуждению трендов и графиков) и т.д. И усугубляющиеся голод, нищету, падение нравственности, кризисы и т.д. на фоне роскоши небольшой группы людей и заявлений чиновников о заботе о населении наукам тоже надо придумать, как объяснить. И др.

[«Модернизации диалектической теории функциональные возможности»].

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Каюмов, Айрат Дамирович. Закон и его реализация: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01.- Казань, 1999

Введение

Социально-юридическая природа закона 9

1. Социальная природа закона 9

2. Юридическая природа закона и законотворчество 33

ГЛАВА II 83

Реализация закона и его эффективность 83

1. Реализация закона и норм международного права 83

2. Эффективность закона и критерии ее оценки 134

Заключение 151

Список использованной литературы: 153

Введение к работе

Проблеме закона всегда уделялось большое внимание. Начиная с древних веков и до наших дней этот вопрос подвергался исследованиям ученых. Причина тому видится в большом значении закона в жизни людей.

Существование общества предполагает организацию его жизни по определенным заранее установленным правилам. Любое общество неоднородно, состоит из индивидов, групп, слоев, общностей, которые имеют свои собственные интересы. Поэтому возникает необходимость создания общих правил, приемлемых в той или иной части для всех и для каждого. Эта проблема стояла перед людьми на протяжении многих веков, и со временем был удачно найден достаточно универсальный инструмент, имя которому -юридический закон. Та специфика, которую имеет закон - от процесса создания до реализации, делает его действенным фактором развития и функционирования общества.

Роль и место закона в общественной жизни изучались и исследовались многими учеными в различных ракурсах. Однако, актуальность изучения места и роли закона в нашей жизни сохраняется. Это объясняется развитием общественных отношений, изменением экономических, политических, моральных и иных принципов социального уклада. Проблема имеет особенную актуальность сегодня, поскольку наше общество не первый год пытается преодолеть трудности, возникшие в связи с формированием новых экономических отношений. Необходимость ее исследования вызывается также сложностью задач, связанных с изменениями в социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности россиян.

Роль закона трудно переоценить в части оформления согласованной воли различных слоев населения и четкого проведения ее в жизнь. Поэтому проблема реализации закона, его эффективности являются актуальными на сегодняшний день и требуют всестороннего исследования.

4 Любой процесс предполагает предварительную постановку целей и задач

движения, а затем выбор наиболее оптимальных средств и способов их

достижения. Если говорить о цели общественного прогресса, то это -

нормальное гармоничное развитие личности, удовлетворение ее духовных и

физических потребностей, а в комплексе средств и способов достижения этой

цели видное место занимает юридический закон.

Естественный процесс развития общества предполагает динамизм общественных отношений. Соответственно, закон, как регулятор этих самых отношений, должен своевременно реагировать на эти изменения. В противном случае цель и роль закона в системе общественных отношений значительно искажаются. Для того, чтобы исключить потенциальные негативные последствия, закон должен отражать движение разнообразных общественных отношений не только тогда, когда он издается, но и когда реализуется.

В связи с этим первостепенное значение приобретает проблема разработки теоретических основ закона и законотворчества, повышения их качества, эффективности. Теория закона относится к числу наиболее актуальных в юридической науке и практике. Это обусловлено тем, что ныне закон в силу своих преимуществ (оперативности, доступности, публичности и т.д.) является приоритетной и наиболее оптимальной формой права. Именно закон является тем удачно выполненным сосудом, где прежде всего мы находим нормы права.

Целью диссертационного исследования является общетеоретическое исследование закона и его реализации.

изучить социальную природу закона, как одного из основных регуляторов жизнедеятельности общества;

исследовать юридическую природу закона и законотворчества;

обобщить достижения науки в разработке проблем закона;

рассмотреть проблему эффективности закона и критериев ее оценки;

Проанализировать процессы реализации закона и возникающие в связи

с этим проблемы на практическом материале;

Выявить некоторые особенности имплементации международно-
правовых норм.

Методологической основой исследования являются современные методы научного познания, выявленные и разработанные наукой и апробированные практикой. В ходе исследования использовались общенаучные и частные методы, такие как: исторический, формально-правовой, сравнительно-правовой, социологический, метод системного анализа и другие.

Эмпирическую базу исследования составляют: действующее законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан, документы и решения государственных органов, материалы судебной практики, отдельные международно-правовые акты, справочные материалы.

Теоретической основой исследования являются научные труды по философии, социологии, теории государства и права, международному праву, филологии. В ходе исследования были использованы работы С.С.Алексеева, Д.Анцилотти, В.Г.Буткевича, С.Л.Зивса, Г.В.Игнатенко, Д.А.Керимова, С.Ф.Кечекьяна, И.И.Лукашука, С.Ю.Марочкина, Г.Марченко, А.В.Мицкевича, Н.В.Миронова, Р.А.Мюллерсона, Ю.С.Решетова, Ю.А.Тихомирова, А.Н.Талалаева, Е.Г.Усенко, А.А.Ушанова, Ф.Н.Фаткуллина, Р.О.Халфиной, А.Г.Хабибулина, В.Н.Хропанюка, Л.Д. Чулюкина, А.С. Явич и других.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа представляет собой первое в отечественной теории государства и права комплексное диссертационное исследование проблемы закона и его реализации с учетом нового опыта государственно-правового строительства в нашей стране.

1. Закон - нормативно-правовой акт, присущий цивилизованному обществу и существующий для него. Является ли он мерой свободы, квинтэссенцией справедливости, отражением ли реально существующих человеческих поступков, - в любом случае закон выступает как некий регулятор отношений между людьми, служит мерилом необходимого или возможного, обеспечивается государством и выступает сегодня обычно как согласованная воля различных слоев населения.

2. Юридический закон играет важнейшую роль среди социальных регуляторов и в полном объеме включает в себя их достоинства. На его формировании сказывается весь комплекс факторов, влияющих на жизнедеятельность людей, включая природные, духовные, социальные, политические, экономические и иные. В свою очередь, закон оказывает регулирующее воздействие на общество. Выражая согласованную волю различные слоев населения, становится мерилом дозволенного и возможного, является основой правового регулирования общественных отношений.

3. Закон является одним из основных факторов развития этнических и
межэтнических отношений. Современная цивилизация с помощью
юридических законов пытается решить проблемы глобального масштаба и, в
этом контексте, закон призван активно влиять на процесс предупреждения и
разрешения межэтнических конфликтов.

4. Закон, являясь формально определенной, общеобязательной
юридической субстанцией, должен содержать в себе все необходимые свойства
и условия реального воплощения в государственном и социально-
экономическом устройстве общества.

5. Реализация закона представляется системным явлением, имеющим
сложную взаимосвязанную структуру. Реализацию права и реализацию закона
можно соотнести как две системы, одна из которых в качестве своего элемента
содержит другую. Причем, общие признаки и свойства системы реализации
права наиболее ярко представляют себя в ходе реализации закона.
Следовательно, реализацию закона можно определить как осуществление

7 установленных в нем общеобязательных велений в реальные общественные

отношения посредством специальных способов и приемов.

Значительное влияние на проблему реализации закона оказывают

социальные, экономические, политические отношения, правовое сознание,

духовный уровень общественных отношений и иные факторы.

6. Реализация закона в качестве подсистемы содержит механизм
реализации, который обладает набором специфических составляющих,
отличающих его от других систем. Учитывая, что механизм реализации закона
- юридическая категория, элементы, составляющие его организованную
совокупность, представляют собой специфические юридические средства.
Целью механизма реализации закона является претворение государственно-
властных велений закона в реальные общественные отношения.

7. Федеративное устройство государства предполагает наличие
определенной специфики в законотворчестве и законореализации на всех
стадиях, включая принятие, внесение изменений и дополнений, отмену,
контроль за соблюдением, толкование. Данный вывод автором сделан на
основе анализа законодательства Российской Федерации и Республики
Татарстан. В качестве примера использовано законодательное регулирование в
области судебной системы.

8. Непосредственное отношение к проблеме реализации закона в РФ
имеет положение, закрепленное в п.п.1,2 ст.5 Конституции РФ: "Российская
Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономных областей, автономных округов - равноправных
субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою
конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения,
автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство."
По мнению автора, здесь прослеживается некоторое уравнивание полномочий
государства (республики) и края, области и т.д. (административно-
территориального образования). В связи с этим возникает проблема, поскольку
известно, что законодательные функции обычно есть у государства

8 (республики), и проблематично наделение такими функциями

административно-территориальных субъектов. Поэтому, говоря о равноправии

субъектов федерации, необходимо иметь ввиду, что их современный правовой

статус неодинаков. Этот вопрос можно решить лишь совместными усилиями

теоретиков и практиков.

9. Признание Конституцией РФ международных договоров и
общепризнанных принципов и норм международного права частью
национальной правовой системы предполагает соотносить реализацию закона с
имплементацией норм международного права. Имплементация осуществляется
путем трансформации, инкорпорации, рецепции, отсылки. Необходимо
отметить, что термин «имплементация» в международном праве следует
отличать от термина «осуществление» в национальном праве.

10. Эффективность закона определяется соотношением заложенных в нем
целей и реального результата. Она достигается при условии регулирования
нормами закона объективных закономерностей социального развития и
использования при этом полного комплекса факторов, связанных с
юридической природой закона.

По мере обновления нашего общества, роль закона возрастает. Он тесно связан с укреплением правовой основы общественной и государственной жизни, законности, правопорядка и формирования правовой культуры личности.

Социальная природа закона

Социальная и юридическая природа закона не может быть выявлена и осмыслена достаточно глубоко без предварительного анализа проблем общего характера, связанных с необходимостью упорядочения общественного развития, социальным управлением, использованием в этом деле норм и учреждений. С этой точки зрения представляется необходимым как определенный экскурс в историю развития политико-правовой мысли, так и рассмотрение современного состояния научных взглядов по этим вопросам.

На протяжении всей истории существования человечества людей волновал вопрос о месте и роли человека в окружающем мире, о его взаимосвязи с природой, о социальных взаимоотношениях. Существенная роль отводилась осмыслению проблем функционирования общества, раскрытию природы социальных норм. В этом плане значительное место занимало изучение такой социальной категории, как юридический закон.

Если развитие человечества в период первобытнообщинных отношений происходило без особых различий на всех территориях существования человека, то с развитием производящей экономики, разделением труда, и с возникновением государства, политико-правовая мысль развивается в отдельных регионах планеты по-разному.

В целом можно сделать вывод, что повсеместно правовая мысль древних народов имеет мифологические истоки и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в окружающем мире. Первоисточником всех существующих порядков признается божественное начало, однако вопрос о способах и характере связи божественного первоисточника с земными отношениями решается различно. Эти различия обуславливаются своеобразием того строя, порядков, традиций и обычаев, при которых развивалось общество.

Так, процесс становления и развития правовой мысли Древней Греции отличается попытками рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях. Ученые Древней Греции настойчиво подчеркивали основополагающее значение господства справедливости законов, однозначно признавая их регуляторами общественной жизни.

Большой вклад в учение о законе внес Аристотель, который в своем понимании разделяет положения Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Закон олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. "Понятие справедливости, - отмечает Аристотель, - связано с представлением о государстве, так как закон, служащий критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения". Кроме того, мыслитель подчеркивает, что "там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя".!

В понимании Джона Локка закон - не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом.2 Свою точку зрения на природу закона, во многом преемственную последующими мыслителями, и, безусловно, представляющую интерес и сегодня, имел выдающийся французский ученый Шарль Луи Монтескье. В своей работе "О духе законов или отношениях, в которых законы должны находиться к устройству каждого правления, к нравам, климату, религии, торговле и т.д." он подробно излагает свои взгляды на зависимость законов от объективных и субъективных факторов, окружающих человека. "Есть первопричина всего; законы же - отношения, существующие между нею и различными существами и взаимные отношения этих существ".1 Монтескье различает законы животного мира и человеческие, относя к первым естественные (природные) законы, потому, что они соединены способностью чувствовать и не имеют иных законов, которые он относит к другой категории, законов положительных (созданных) потому, что соединены способностью познавать.

То есть человеческие (положительные) законы - продукт сознательной деятельности людей, направленные на урегулирование отношений. Как существо физическое, человек, подобно всем телам, управляется неизменными законами, а как существо, одаренное умом, созданное для жизни в обществе, он способен забывать своих ближних и посредством законов общество призывает его к исполнению его обязанностей.

В человеческом обществе Монтескье выделяет законы природы, называемые так потому, что они вытекают единственно из устройства нашего существа, определяя их как естественные законы. Среди них он обозначает четыре основных закона: из стремления ладить друг с другом проистекает стремление к миру, что есть первый естественный закон; стремление добывать пищу есть второй; взаимное влечение друг к другу является третьим; жить в обществе себеобразных - четвертый естественный закон.

Ко второй группе он относит законы положительные, которые возникают в результате войн между нациями - международные войны, войны между правителями и управляемыми - политическое право, войны между гражданами - гражданские законы. Причем, в понятие "войны" он вкладывает не только физические действия с применением оружия, но и духовное, моральное и нравственное. По мнению Монтескье, закон - сложная социальная категория, имеющая взаимообусловленность со многими факторами. Законы, согласно философу, должны находиться в таком тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого народа. Необходимо, чтобы законы соответствовали природе и принципам установленного или установляемого правительства, имеют ли они целью устройство его, - что есть дело законов политических, - или только поддержание его существования, - что есть дело гражданских законов. Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату - холодному, жаркому или умеренному, качеству ее почвы, ее положению, величине, образу жизни ее народов землевладельцев, охотников или пастухов - степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они должны состоять в известном отношении друг к другу, к условиям своего происхождения, к целям законодателя и к порядку вещей, на котором они утверждаются... Совокупность этих отношений образует то, что называется духом законов.

Юридическая природа закона и законотворчество

Реализация принципов правового общества, предполагающего верховенство закона, обуславливает необходимость обоснованной концепции источников права, которая определяет закон как источник права. В юридической литературе имеют место научные разработки этой проблемы.

Однако, как с теоретической, так и с практической точек зрения, актуальность исследований в этой области представляется оправданной. Понятие источников права многозначно. Профессор С.Ф.Кечекьян отмечал в этой связи, что оно "принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова "источник права". Ведь "источник права" - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим определением".1

Эта мысль, высказанная полвека назад, имеет актуальность и сегодня, т.к. под источниками права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном, юридическом смысле), и материалы, посредством которых мы познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов - отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники права, имея ввиду вклад внутреннего и иностранного права в создание какой-либо правовой системы.2

Существуют мнения, что в отечественной юридической науке отсутствует общепринятое, всеми одобряемое понятие источника права. Обычно ограничиваются признанием того, что юридический источник права есть "нечто, относящееся к форме права".3 Под юридическим источником права понимают форму выражения правила, сообщающее ему качество правовой нормы;1 тот единственный резервуар, в котором пребывают юридические нормы;2 форму установления и выражения правовых норм3 и т.д. При этом одни авторы имеют ввиду нормотворческую деятельность государства, другие результат этой деятельности, третьи - то и другое, объединяемое общим понятием "внешняя форма права".4 Не все юристы-ученые противопоставляют "деятельность" и результат. Английский ученый К.Аллен определяет источник права как деятельность, посредством которой нормы поведения приобретают характер права, становясь объективно определенными, постоянными и прежде всего, обязательными,5 тем самым не противопоставляя "деятельность" и результат. Такую же точку зрения имеет С.С. Алексеев: "Объективированный в документальном виде акт правотворчества, - отмечает он, - является юридическим источником соответствующих юридически норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования".6 Своеобразную точку зрения высказывает Г.В. Швеков, понимающий под внешней формой права "не только официальные формы выражения права, но все то, в чем проявляет себя право вовне, как таковое, как явление".7 Сегодня право рассматривают как общечеловеческую ценность и представляется, что именно в источнике права - форме, обычно нейтральной по своему социально-классовому содержанию, - едва ли не прежде всего проявляются общесоциальные черты права. Право - элемент культуры, поэтому при исследовании правовых систем (а также источников права) необходимо учитывать господствующие в обществе этические и философские взгляды, мировоззренческие концепции и т.д. Отсюда целесообразно различать эпохи традиционно-религиозного и светского (т.е. государственного) правопонимания. Такой подход позволяет показать прямую связь и взаимообусловленность развития правопонимания и форм выражения права. Что касается развивающихся стран Востока и Африки, то здесь обе формы правопонимания нередко сосуществуют в рамках одних и тех же правовых систем вплоть до нашего времени. В Европе же отход от религиозного правопонимания наблюдался еще в XVII веке (достаточно вспомнить Вестфальский трактат 1648 года). Отсюда понятие юридического источника права, которое сложилось в европейской (и близкой к ней отечественной) правовой системе, предполагающее связь правовой нормы с государством, не может безоговорочно использоваться во всех без исключения правовых системах. На наш взгляд, необходимо разноуровневое понимание источника права.

Проводя такую дифференциацию и исходя из того, что право отличается от других социальных регуляторов своим общеобязательным характером, следует, что источником правовых норм является нечто, придающее ему общеобязательность. Тогда под источником права следует понимать обусловленный характером правопонимания данного общества способ признания социальных норм в качестве обязательных.1

Реализация закона и норм международного права

Существенную роль в процессе качественного преобразования устоев жизнедеятельности нашего общества призвано сыграть действующее законодательство. Действенность же законодательных и иных нормативно-правовых актов нельзя представить без последовательного, неукоснительного осуществления составляющих эти акты правовых норм. На современном этапе ведётся интенсивная работа, связанная с обновлением законодательства, с принятием новых законодательных актов. А это заставляет уделять самое пристальное внимание процессам реализации правовых норм, их превращению в живую практику.

Для понимания проблем реализации закона необходимо рассмотреть общее понятие реализации норм права, так как закон является основным источником этих норм.

В юридической литературе проблемам реализации права уделялось и уделяется достаточно пристальное внимание. Однако однозначного подхода к разрешению этого вопроса нет. Тем не менее, существуют устойчивые позиции некоторых авторов, рассмотреть и проанализировать которые мы считаем необходимым в данной работе.

Доктор юридических наук, профессор Фаткуллин Ф.Н. под реализацией правовых норм понимает воплощение в регулируемых ими актуальных общественных отношениях всего того, что в этих нормах заложено1. Речь идёт о воплощении в общественных отношениях как самих общих масштабов поведения, предусмотренных в диспозиции норм права, так и их велений относительно цели, субъектного состава, требуемых жизненных ситуаций и средств государственного обеспечения, если в этом есть необходимость. Общие правила, трансформируясь в субъективное право, юридическую свободу, юридическую обязанность или в полномочия, вместе с велениями по поводу цели, субъектного состава и требуемых жизненных ситуаций, воплощаются в общественных отношениях, регулируемых диспозициями правовых норм, а веления относительно средств государственного обеспечения, превращаясь в меры юридической ответственности, восстановления, ничтожности, превенции или поощрения - в общественных отношениях, упорядочиваемых их санкциями. И те, и другие отношения наполняются живым содержанием, когда их участники, сообразуя своё фактическое волеизъявление с имеющимися правами, свободами, обязанностями и т.д., совершают правомерное или даже специально поощряемое поведение. В волевом плане при реализации права в регулируемых общественных отношениях воплощается государственная воля, выраженная в соответствующих нормах, и соотнесённая с ней индивидуальная воля непосредственных участников этих отношений. Государственная воля находит своё воплощение в тех юридических формах, в которых складываются регулируемые отношения, индивидуальная - в конкретных действиях субъектов правореализации. Согласованность индивидуальной воли с государственной, их общая направленность способствует единству юридического и фактического содержания этих общественных отношений, обеспечению претворения намеченного законодателем в повседневную жизнь на всех ступенях происходящих при этом процессов. Профессор определяет реализацию права как многоуровневое явление, с расположением процессов, относящихся к её структуре, не в линию, и закономерно происходящих в разных плоскостях. Уровни правореализации различаются. Во-первых, в зависимости от того, правила и веления норм какого статутного или иного характера претворяются в жизнь, например нормы Конституции или нормы Постановления Правительства. Уровень реализации статутных норм является базовым, расположенным на несколько другом уровне. В процессах реализации последних незримо присутствуют одновременно осуществляемые статутные нормы, необходимо сопровождая и направляя их. Те или иные сдвиги, которые происходят на данном уровне, неизбежно сказываются на правореализации в целом. Различаются статусы на общий и специальный: первые - одного рода, вторые - одной специфической группы в рамках определённого рода. Общим правовым статусом объединяются: - гражданство как юридически признанная принадлежность человека к данному государственно-организованному обществу, которая выражает его принципиальные взаимоотношения с государством, опосредуется взаимными правами, обязанностями и ответственностью; - правосубъектнсть как юридически признаваемая способность лица самостоятельно иметь субъективные права, свободы, полномочия и обязанности (правоспособность), своими действиями осуществлять их (дееспособность), и нести ответственность за отклоняющееся поведение (деликтоспособность); - общерегулятивные права, свободы, обязанности и полномочия как определённые виды, меры или сферы возможного, должного или возможно-должного поведения, одинаковые для всех участников регулируемых правом отношениях; - общеправовые принципы и охраняемые законом интересы деятельности участников упорядочиваемых правом общественных отношений; - позитивная юридическая ответственность, понимаемая как осознание правовых свойств своих действий (бездействия), соотнесения их с действующим законодательством, готовность отвечать за них перед государством и обществом. Специальный правовой статус как бы накладывается на систему юридических категорий, образующих общий правовой статус. Субъекты права, наделяемые им, обладают ещё некоторыми дополнительными правами, обязанностями и полномочиями, однако опять же общими для всей данной группы участников регулируемых общественных отношений. При этом связи между отмеченными уровнями правореализации носят субординационный характер, поскольку существует определённая зависимость использования и применения нестатутных норм от статутных. Во-вторых, не на одном уровне находятся и процессы реализации материально-правовых, собственно управленческих, контрольно-надзорных и процессуальных (процедурных) норм права. Управленческие нормы подключаются в ход реализации материально-правовых, например, при необходимости в индивидуально-правовом регулировании (Федеральный Закон РФ от 25.09.98г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятый 16.09.98.)1, процессуальные и процедурные "обслуживают" такое регулирование (например, Федеральный Закон РФ от 04.03.98г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступлении в силу поправок к Конституции РФ»)2, а контрольно-надзорные сопровождают правореализационные процессы в целом (например, Федеральный Закон от 24.07.98. №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»).

Эффективность закона и критерии ее оценки

Одной из объективных закономерностей развития общества является необходимость повышения эффективности всех социальных средств и механизмов, при помощи которых обеспечивается жизнедеятельность общества. Данный процесс в полной мере касается и закона, как нормативно-правового акта, предполагая более полное использование его возможностей. Об эффективности закона свидетельствуют результаты общественной практики, то есть когда их реализация дает положительные результаты, способствует достижению поставленной цели.1 Поэтому исследование существа эффективности закона и поиски реальных путей усиления их положительного воздействия на общественные отношения остаются одной из актуальных задач юридической науки.

С точки зрения В.М. Сырых, предполагается, что эффективные нормы права должны обеспечивать реализацию поставленных целей, приводить к ожидаемым социально полезным результатам: упрочению правового порядка, снижению уровня правонарушений, созданию условий для беспрепятственной реализации прав граждан и иных субъектов права. Подобные результаты достигаются в случаях, когда нормативно-правовой акт подготовлен на качественно высоком уровне и соответствует следующим общим условиям эффективности: - акт основывается на достижениях правовой науки, а также учитывает требования законодательной техники, нормы международного права, правотворческий опыт других республик и зарубежных стран; - цели эффективно действующей правовой нормы соответствуют уровню экономического и социально-культурного развития общества, учитывают социальные, юридические и иные закономерности, действующие в сфере, регулируемой данной нормой.1

В.В. Лапаева под эффективностью закона понимает меру его вклада в укрепление правовых начал государственной и общественной жизни, в формирование и развитие элементов свободы в общественных отношениях.2

Говоря об эффективности закона, имеется ввиду его определенное внутреннее свойство, а именно его способность оказывать положительное воздействие в заданном направлении при данных конкретных социальных условиях.

Необходимо отметить, что закон должен не только обуславливаться объективными закономерностями и социальными потребностями, но и соответствовать тому уровню правосознания, правовой культуры и правореализации, который реально существует в период его функционирования. Если закон сформулирован без должного учета этого уровня, в расчете на какие-либо идеальные, пока еще объективно не созданные условия, то он с самого начала имеет внутреннюю недостаточность -полностью или частично лишен эффективности. И наоборот, когда правореализация фактически оказалась значительно ниже общего уровня, т.е. была "ненормальной", имела существенные изъяны, то такая недостаточность должны рассматриваться как нежелательное свойство практики реализации того или иного закона. При такой ситуации следует сначала внести необходимые коррективы в практику реализации соответствующего закона, и только после этого на основе новых данных судить о том, насколько сам закон обладает способностью положительно влиять на общественные отношения и установки их участников.

Для выявления наличия или отсутствия в законе того внутреннего свойства, которое обозначается понятием "эффективность", надо обязательно изучать объект его воздействия, определять соотношение его исходного, фактически достигнутого и идеально намеченного состояния.

Закон своим воздействием на внешнее поведение подвергает его упорядочению, регулятивному воздействию. Кроме того, он оказывает воздействие на сознание и психологию людей, т.е. проявляется воспитательное воздействие. Как раз на этом основывается разграничение регулятивной и воспитательной функции закона.1

Таким образом, говоря об эффективности закона, необходимо учитывать и положительное воздействие на общественные отношения и влияние на внутренний мир личности, осознание, усвоение людьми правовых эталонов, на выработку у них необходимых личностных установок.

Помимо всего этого, при рассмотрении понятия эффективности закона следует учесть материальные, трудовые и духовные издержки, являющиеся прямым следствием его функционирования. Это весьма важное обстоятельство, характеризующее как раз свойство эффективности. Никакой закон не в состоянии претендовать на признание его эффективности, если он функционирует со значительно более высокими издержками, нежели его положительное влияние на объект своего воздействия.2

Наконец, понятие эффективности закона связано только с положительным результатом воздействия на общественные отношения и на сознание их участников. М.П.Лебедев с полным основанием подчеркивает, что "по установившемуся словоупотреблению, понятие эффективности соответствует не всякому эффекту закона (подзаконного акта), а только его положительному эффекту, т.е. такому, который приближает полученный результат к намеченной в законе цели".3

Исходя из вышеизложенного, под эффективностью закона следует понимать его способность с наименьшими издержками воздействовать положительно на общественные отношения и на установки их участников в заданном направлении при тех социальных условиях, которые реально существует в период их действия. Для того, чтобы то внутреннее, качественное свойство закона, каким является ее эффективность, реально обнаружило себя в поведении участников общественных отношений, необходимы определенные социальные факторы. Наличие последних способствует активному проявлению эффективности закона в объективной действительности, а их отсутствие, напротив, сдерживает этот процесс. Анализ таких факторов представляет несомненный научный и практический интерес.

Некоторые общие законы развития систем можно применять и по отношению к обществу. Когда мы говорим о системах, мы подразумеваем некое целое, которое составлено из частей и является единством. Единство это, что очень важно, не сводится лишь к составляющим его элементам.

Общество также является системой, представляет собой организованную совокупность людей. Все мы являемся его частью, поэтому многие из нас задаются вопросом о том, как происходит его развитие. Законы развития его можно обнаружить, рассмотрев источники прогресса. В обществе взаимодействуют между собой три сферы реальности, "миры", которые не сводимы друг к другу. Это, во-первых, мир вещей и природы, который существует независимо от сознания и воли человека, то есть он является объективным и подчинен различным физическим законам. Во-вторых, это мир, в котором предметы и вещи имеют общественное бытие, поскольку являются продуктами деятельности человека, его труда. Третий мир представляет собой человеческую субъективность, относительно независимые от объективного мира духовные идеи и сущности. Они обладают наибольшей степенью свободы.

Природа как источник общественного развития

В мире природы находится первый источник, обеспечивающий общественное развитие. Законы развития социума в прошлом часто формулировались с опорой на нее. Она является основанием существования общества, которое, взаимодействуя с ней, совершенствуется. Не стоит забывать и о том, что именно законы развития природы привели к появлению человека. Крупнейшие цивилизации, что характерно, зародились в руслах больших рек, а самое успешное в мире развитие капиталистической формации осуществлялось в государствах с умеренным климатом.

Следует отметить, что современный этап взаимодействия общества и природы отмечен понятием Его главной причиной стала установка людей на покорение природы, а также игнорирование границ ее устойчивости к антропогенным воздействиям. Люди закрывают глаза на основные законы развития, забывают обо всем в погоне за сиюминутной выгодой и не учитывают последствия. Следует изменить поведение и сознание миллиардов жителей Земли для того, чтобы и дальше природа могла обеспечивать нас необходимыми ресурсами.

Роль техники в развитии общества

Следующий источник - технологические детерминанты, то есть роль техники, а также процесс разделения труда в социальном устройстве. Они также обеспечивают социальное развитие. Законы сегодня нередко формулируют, беря за основу роль техники. Это и неудивительно - она сейчас активно совершенствуется. Однако, по мнению Т. Адорно, вопрос о приоритете техники и экономики - это вопрос о том, что появилось раньше: яйцо или курица. Это же можно отнести к типу и характеру труда человека, определяющим во многом систему общественных отношений. Особенно очевидно все это стало сегодня, когда наметились контуры Основное противоречие в данном случае возникает между преследуемыми человеком гуманными целями своего существования и несущим потенциальную угрозу миром информационной техники. Многие проблемы вызывает ее активное развитие.

Законы развития социума поэтому начинают пересматриваться, акцент делается на О ней мы сейчас и поговорим.

Духовная сфера как источник общественного прогресса

Маркс полагал, оставив в стороне "первичную" (исходную) ступень, а также "вторичные формы" общины, выросшие на ее форме, что применительно к эпохе классового общества и цивилизации античный, феодальный, азиатский и буржуазный (современный) способы производства можно назвать прогрессивными эпохами общественной экономической формации. В общественной науке СССР применялась упрощенная формула процесса исторического развития, подразумевающая переход первобытного общества сначала к рабовладельческому, затем к феодальному, после чего к капиталистическому и, наконец, к социалистическому.

Концепция "локальных цивилизаций"

Наибольшим признанием в философской мысли 19-20 веков пользуется концепция "локальных цивилизаций", которая была создана усилиями А. Д. Тойнби, О. Шпенглера и Н. А. Данилевского. Согласно ей, все народы делятся на цивилизованные и первобытные, а первые - еще и на культурно-исторические типы. Феномен, сформулированный как "Вызов-и-Ответ" представляет здесь особый интерес. Он состоит в том, что спокойное развитие вдруг сменяется критической ситуацией, которая побуждает, в свою очередь, к росту той или иной культуры. Авторы данной концепции совершили попытку преодоления в понимании цивилизации европоцентризма.

Системный подход

В последней четверти 20 века развит был подход, согласно которому мир представляет собой систему, в которой действуют законы развития человека и общества. Это связано с тем, что в данное время свою силу набирал процесс В мировом конгломерате можно выделить "периферию" и "ядро", образующие в целом "мир-систему", которая существует по законам суперформации. Главным товаром сегодняшнего типа производства стала являться информация и все связанное с ней. А это меняет, в свою очередь, представление о том, что исторический процесс - линейного типа.

Законы экономического развития

Это постоянно повторяющиеся, существенные, устойчивые связи между экономическими явлениями и процессами. Например, в законе спроса выражается обратная зависимость, существующая между изменением цены некоторого товара и спросом, который возникает на него. Как и иные законы жизни общества, экономические действуют вне зависимости от желания и воли людей. Можно выделить среди них универсальные (общие) и специфические.

Общие - те, которые действуют на протяжении истории человечества. Они функционировали еще в первобытной пещере и продолжают быть актуальными в современной фирме, а также будут действовать в будущем. Среди них можно выделить следующие законы экономического развития:

Повышения потребностей;

Прогрессивного развития экономики;

Возрастания альтернативных издержек;

Растущего разделения труда.

К постепенному увеличению потребностей неизбежно ведет развитие общества. Это значит, что со временем у людей растет представление о наборе благ, который они расценивают как "нормальный". С другой стороны, увеличивается стандарт каждого типа благ, которые потребляются. Первобытные люди, например, хотели иметь, прежде всего, много пищи. Сегодня человек, как правило, уже не заботится о том, чтобы не умереть от ее недостатка. Он стремится к тому, чтобы пища его была разнообразной и вкусной.

С другой стороны, по мере того, как удовлетворяются потребности чисто материальные, усиливается роль социальных и духовных. Например, в современных развитых государствах при выборе работы молодежь озабочена все сильнее не столько тем, чтобы зарабатывать больше (что позволяет изысканно одеваться и питаться), сколько тем, чтобы труд имел творческий характер, давал возможность самореализации.

Люди, стремясь удовлетворить новые потребности, совершенствуют производство. Они увеличивают ассортимент, качество и количество благ, производимых в экономике, а также повышают эффективность использования различных природных ресурсов. Данные процессы можно назвать экономическим прогрессом. Если существование прогресса в искусстве или морали оспаривается, то в экономической жизни он бесспорен. Его удается достичь с помощью разделения труда. Если люди будут специализироваться на производстве каких-то конкретных благ, то заметно возрастет общая производительность. Однако для того, чтобы у каждого человека был полный набор благ, необходимых ему, нужно организовать постоянный обмен между членами общества.

Редистрибуция и децентрализованный обмен

К. Поланьи, американский экономист, выделил 2 метода координации действий между участниками производства. Первый - редистрибуция, то есть обмен, централизованное перераспределение. Второй - рынок, то есть децентрализованный обмен. В докапиталистических обществах преобладал редистрибутивный продуктообмен, то есть натуральный, осуществляемый без использования денег.

При этом государство изымало в принудительном порядке часть продуктов, произведенных его подданными, у них для дальнейшего перераспределения. Не только для обществ средневековья и древности был характерен этот метод, но и для экономики стран социализма.

Еще при первобытном строе зародился рыночный товарообмен. В обществах докапиталистических он, однако, являлся в основном второстепенным элементом. Лишь в капиталистическом обществе рынок становится главным методом координации. Государство при этом активно поощряет его развитие, создавая различные законы, например, "Закон о развитии предпринимательства". Активно используются денежные отношения. Товарообмен осуществляется в данном случае по горизонтали, между производителями, которые равноправны. Каждый из них обладает полной свободой выбора в поиске партнеров по сделкам. "Закон о развитии малого предпринимательства" обеспечивает поддержку мелким фирмам, которым сложно функционировать в рамках растущей конкуренции.


Вспомните:
что такое духовное производство? Какова его структура? Какие потребности позволяет удовлетворить духовная деятельность человека?
В курсах истории, литературы, общественных дисциплин, в обыденной жизни вы неоднократно встречались с различными определениями понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают более двухсот определений). В самом широком смысле культура представляет собой совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т. е. культура - это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста.
Культура является объектом изучения многих гуманитарных и общественных наук, например истории, философии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область знаний - культурология.
МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
В науке принято весьма условное в силу целостности всех сторон жизнедеятельности людей выделение материальной и духовной сторон культуры.
«Культура - это специфика человеческой деятельности, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене ис-тории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового».
А. де Бенуа
Ю-Л. Н Боголюбов
Материальная культура связывается обычно с практи-ческой деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет техничес-кие средства и технологии. Можно сказать, что материальная культура - это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества. Уровень развития материальной культуры изучается и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной деятельности человека, удовлетворения его материальных потребностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры. Представив себе основные этапы истории человечества, вы сможете убедиться в том, что в различные периоды эволюции материальной культуры создавались неодинаковые условия и средства для воплощения творческих замыслов человека в его стремлении изменить мир и самого себя. Важно также понимать, что прямая связь между уровнем развития материальной и духовной культуры отсутствует. Далеко не всегда тяжелые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот. (Подберите несколько исторических примеров, подтверждающих или опровергающих это суждение.)
II «Те гармонии и пропорции, форму, порядок и ритм, ji значения и идеи, которые человек интуитивно осозна-j ет и прослеживает в своем соприкосновении с приро- > j! дой, социальной жизнью, - все это человек должен своим нескончаемым трудом запечатлеть на стене или холсте, напечатать на бумаге как научную или фило-софскую систему, вырезать в камне или отлить в бронзе, пропеть в балладе, оде или симфонии».
Ричард Нибур
Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями. Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей. На социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире. Духовная
культура пронизывает все стороны социальной жизни и со-циального взаимодействия людей, создавая ощущение един-ства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру зможно рассматривать как высшую форму социального отра-жения жизни человека, в которой раскрываются смыслооб-разующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.

Еще по теме § 28. Духовное развитие общества:

  1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
  2. 7.1. Психологические и педагогические проблемы развития российского общества
  3. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ
  4. § 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества
  5. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства. Игра и другие виды деятельности. Общение со взрослыми и сверстниками. Развитие восприятия и мышления ребенка; развитие внимания и опосредованного поведения; развитие памяти; развитие воображения. Развитие личности дошкольника.
Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие Волков Вячеслав Викторович

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Причины развития общества

Материалисты утверждают, что исследование причин общественного развития следует начинать с изучения процесса производства непосредственной жизни, с объяснения практики из идей, а не идейных образований из практики.

Тогда оказывается, что источником общественного развития является противоречие (борьба) между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Возможности удовлетворения потребностей зависят от развития и борьбы двух факторов: производительных сил и производственных отношений, составляющих способ производства материальной жизни, который обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Исторические типы производственных отношений обусловлены формационными ступенями развития производительных сил.

На известной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот и в надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных и философских форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним.

Суть идеалистического понимания истории заключается в том, что исследование общества начинается не с анализа результатов практической деятельности, а с рассмотрения её идейных мотивов. Главный фактор развития видится в политической, религиозной, теоретической борьбе, а материальное производство рассматривается как второстепенный фактор. И тогда, следовательно, история человечества предстает не как история общественных отношений, а как история, морали, права, философии и т. д.

Способы развития общества:

Эволюция (от лат. evolutio - развертывание, изменения). В широком смысле - это любое развитие. В узком смысле - это процесс постепенного накопления количественных изменений в обществе, которые подготавливают изменения качественные.

Революция (от лат. revolution - переворот) - качественные изменения, коренной переворот в социальной жизни, обеспечивающий поступательное прогрессивное развитие. Революция может происходить во всем обществе (социальная революция) и в отдельных его сферах (политическая, научная и т. д.).

Эволюция и революция не существуют друг без друга. Будучи двумя противоположностями они, вместе с тем, находятся в единстве: эволюционные изменения рано или поздно приводят к революционным, качественным превращениям, а те, в свою очередь, дают простор этапу эволюции.

Направленность общественного развития:

Первая группа мыслителей утверждает, что для исторического процесса характерна цикличная направленность (Платон, Аристотель, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П.Сорокин).

Вторая группа настаивает на том, что доминирующим направлением общественного развития является регрессивное (Гесиод, Сенека, Буажильбер).

Третья группа утверждает, что прогрессивная направленность истории преобладает. Человечество развивается от менее совершенного к более совершенному.(А. Августин, Г. Гегель, К. Маркс).

Вообще прогресс - это движение вперед, от низшего к высшему, от простого к сложному, переход на более высокую ступень развития, изменения к лучшему; развитие нового, передового; это процесс восходящего развития человечества, предполагающий качественное обновление жизни.

Стадийность исторического развития

Теоретические конструкции прогрессивного стадийного развития общества предлагали как идеалисты, так и материалисты.

Примером идеалистической трактовки прогресса может быть концепция трехстадийного развития общества, принадлежащая И. Изелену (1728–1802), по которой человечество в своем развитии проходит последовательно стадии: 1) господства чувств и первобытной простоты; 2) преобладания фантазий над чувствами и смягчения нравов под воздействием разума и воспитания; 3) господства разума над чувствами и фантазией.

В эпоху Просвещения в трудах таких выдающихся ученых и мыслителей как А. Тюрго, А. Смит, А. Барнав, С. Десницкий и др., была разработана материалистическая четырехстадийная концепция прогресса (охотническо-собирательская стадия, скотоводческая, земледельческая и коммерческая), основанная на анализе технологических способов производства, географической среды, потребностей людей и других факторов.

К. Маркс и Ф. Энгельс, систематизировав и как бы подведя итог всем учениям об общественным прогрессе, разработали теорию общественных формаций.

Теория общественных формаций К. Маркса

Согласно К. Марксу человечество в своем развитии проходит два глобальных периода: «царство необходимости», то есть подчиненности каким либо внешним силам и «царство свободы». Первый период, в свою очередь, имеет свои ступени восхождения - общественные формации.

Общественная формация, по К. Марксу, - это ступень развития общества, выделяемая на основе признака наличия или отсутствия антагонистических классов, эксплуатации и частной собственности. К Маркс рассматривает три общественные формации: «первичную», архаичную (доэкономическую), «вторичную» (экономическую) и «третичную», коммунистическую (постэкономическую), переход между которыми происходит в виде длительных качественных скачков - социальных революций.

Общественное бытие и общественное сознание

Общественное бытие - это практическая жизнь общества. Практика (греч. praktikos - деятельный) - это чувство-предметная, целенаправленная совместная деятельность людей по освоению природных и социальных объектов сообразно своим потребностям и запросам. Только человек способен практически и преобразовательно относиться к окружающему его природному и социальному миру, создавая необходимые для себя условия жизнедеятельности, изменения окружающего мира, общественных отношений, общества в целом.

Мера освоения предметов окружающего мира выражается в формах практики, которые носят исторический характер, то есть с развитием общества меняются.

Формы практики (по средствам жизнедеятельности общества): материальное производство, социальная деятельность, научное экспериментирование, техническая деятельность.

Совершенствование материального производства, его

производительных сил и производственных отношений, является условием, основой и движущей силой всего общественного развития. Так же как общество не может перестать потреблять, так же не может оно перестать производить. Тру

Социальная деятельность представляет из себя совершенствование социальных форм и отношений (классовая борьба, война, революционные изменения, различные процессы управления, обслуживания и т. п.).

Научное экспериментирование - это проверка на истинность научных знаний до их широкого использования.

Техническая деятельность составляют сегодня ядро производительных сил общества, в которой живет человек, оказывают существенное влияние на всю общественную жизнь и на самого человека.

Общественное сознание (по своему содержанию) - это

совокупность идей, теорий, взглядов, традиций, чувств, норм и мнений, в которых отражается общественное бытие конкретного общества на определенном этапе его развития.

Общественное сознание (по способу формирования и механизму функционирования) не является простой суммой индивидуальных сознаний, а есть то общее, что содержится в сознании членов общества, а также результат объединения, синтез общих идей.

Общественное сознание (по своей сущности) - это отражение общественного бытия посредством идеальных образов в сознании социальных субъектов и в активном обратном воздействии на общественное бытие.

Законы взаимодействия общественного сознания и общественного бытия:

1. Закон относительного соответствия общественного сознания структуре, логике функционирования и изменения общественного бытия. Его содержание раскрывается в следующих основных чертах:

В гносеологическом плане общественное бытие и общественное сознание это две абсолютные противоположности: первое определяет второе;

В функциональном плане общественное сознание иногда может развиваться без общественного бытия и общественное бытие может в некоторых случаях развиваться без влияния общественного сознания.

2. Закон активного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Этот закон проявляется через взаимодействие общественных сознаний различных социальных групп, при решающем духовном воздействии доминирующей общественной группы.

Эти законы были обоснованы К. Марксом.

Уровни общественного сознания:

Обыденный уровень составляют общественные взгляды, возникающие и существующие на основе непосредственного отражения людьми общественного бытия, исходя из их ближайших потребностей и интересов. Для эмпирического уровня характерны: стихийность, не строгая систематизация, неустойчивость, эмоциональная окраска.

Теоретический уровень общественного сознания отличается от эмпирического большей завершенностью, устойчивостью, логической стройностью, глубиной и системностью отражения мира. Знания на данном уровне получают преимущественно на основе теоретических исследований. Они существуют в виде идеологии и естественнонаучных теорий.

Формы сознания (по предмету отражения): политическая, нравственная, религиозная, научная, правовая, эстетическая, философская.

Мораль - это вид духовно-практической деятельности, направленный на регулирование общественных отношений и поведения людей с помощью общественного мнения. Нравственность выражает индивидуальных срез морали, то есть её преломление в сознании единичного субъекта.

Мораль включает в себя моральное сознание, моральное поведение и моральные отношения.

Нравственное (моральное) сознание - это совокупность идей и взглядов о характере и формах поведения людей в обществе, их отношении друг к другу, следовательно, оно выполняет роль регулятора поведения людей. В нравственном сознании потребности и интересы социальных субъектов выражается в виде общепризнанных идей и концепций, предписаний и оценок подкреплённых силой массового примера, привычек, общественного мнения, традиций.

В нравственное сознание входят: ценности и ценностные ориентации, этические чувства, нравственные суждения, нравственные принципы, категории морали и, конечно же, нравственные нормы.

Особенности нравственного сознания:

Во-первых, нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением и поэтому нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеальный характер: человек должен осознать то, как его поведение оценивается общественным мнением, принять это и скорректировать своё поведение на будущее.

Во-вторых, нравственное сознание имеет специфические категории: добро, зло, справедливость, долг, совесть.

В-третьих, моральные нормы распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь).

В-четвертых, существует два уровня нравственного сознания: обыденный и теоретический. На первом отражается реальные нравы общества, на втором формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного долженствования.

Справедливость занимает особое место в нравственном сознании. Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Потому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости на все времена и для всех народов. Понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости - степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества. Понятие справедливости - это всегда осуществление нравственной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация относительных и субъективных представлений о добре и зле.

Древнейший принцип - «Не делай другим того, чего не желаешь себе» - считается золотым правилом нравственности.

Совесть - это способность человека к нравственному самоопределению, к самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам.

Политическое сознание - это совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Политическое сознание отличается от других форм общественного сознания не только специфическим объектом отражения, но и другими особенностями:

Более конкретно выраженными субъектами познания.

Преобладанием тех идей, теорий и чувств, которые циркулируют короткое время и в более сжатом социальном пространстве.

Правовое сознание

Право - это вид духовно-практической деятельности, направленный на регулирование общественных отношений и поведения людей с помощью закона. Правосознание является элементом права (наряду с правовыми отношениями и правовой деятельностью).

Правосознание есть такая форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе юридических законов, правомерность или неправомерность поступков, прав и обязанностей членов общества.

Эстетическое сознание - есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.

Отражение действительности в эстетическом сознании осуществляется через понятие прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в форме художественного образа. При этом эстетическое сознание нельзя отождествлять с искусством, так как оно пронизывает все сферы человеческой деятельности, а не только мир художественных ценностей. Эстетическое сознание выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную, гедонистическую.

Искусство является видом духовного производства в области эстетического освоения мира.

Эстетизм - это способность человека видеть прекрасное в искусстве и во всех проявлениях жизни.

Законы развития общества:

Всеобщие закономерности - это обусловленность реального общественного процесса диалектическими законами развития объективного мира, то есть законами которым подчинены все без исключения предметы, процессы, явления.

Под общими законами понимаются законы, которым подчиняется возникновение, становление, функционирование и развитие в целом всех социальных объектов (систем), независимо от уровня их сложности, от их соподчиненности друг к другу, от их иерархичности. В число таких законов входят:

1. Закон осознанного характера жизнедеятельности социальных организмов.

2. Закон первичности общественных отношений, вторичности социальных образований (общности людей) и третичности социальных институтов (устойчивых форм организации жизнедеятельности людей) и их диалектичной взаимосвязи.

3. Закон единства антропо-, социо- и культурогенеза, который утверждает, что происхождение человека, общества и его культуры и с «филогенетической», из «онтогенетической» точек зрения следует рассматривать как единый, целостный процесс, как в пространстве, так и во времени.

4. Закон решающей роли человеческой трудовой деятельности в становлении и развитии общественных систем. История подтверждает, что формы активности людей, и, прежде всего, труда обуславливают сущность, содержание, форму и функционирование общественных отношений, организаций и институтов.

5. Законы соотношения общественного бытия (практики людей) и общественного сознания.

6. Закономерности диалектико-материалистического развития исторического процесса: диалектики производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, революции и эволюции.

7. Закон прогрессивно-стадийного развития общества и его преломления в особенностях локальных цивилизаций, что выражает диалектическое единство сменности и преемственности, прерывности и непрерывности.

8. Закон неравномерного развития различных обществ.

Специальные законы. Им подчинено функционирование и развитие специфических социальных систем: экономической, политической, духовной и т. п., или же отдельных этапов (стадий, формаций) общественного развития. К таким законам можно отнести закон стоимости, закон революционной ситуации и т. д.

Частные общественные законы фиксируют некоторые устойчивые связи, проявляющиеся на уровне самых простых социальных подсистем. Как правило, специальные и частные социальные законы более вероятностны, чем всеобщие.

Следует избегать фаталистического и волюнтаристского понимания законов общественной жизни.

Фатализм - представление о законах как о неизбежных, роковым образом действующих на людей силах, против которых они бессильны. Фатализм разоружает людей, делает их пассивными и беспечными.

Волюнтаризм - это мировоззренческая установка, абсолютизирующая своду человеческого целеполагания и действия; взгляд на закон как на результат произвола, как на следствие никем не ограниченной воли. Волюнтаризм может приводить к авантюризму, неадекватному поведению по принципу «что хочу, то и ворочу».

Формы общественного развития:

формация и цивилизация.

Общественная формация - это конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, то есть характеризующийся определенной ступенью развития его производительных сил и соответствующим ей типом производственных отношений.

Цивилизация в широком смысле слова - это возникшая в результате разложения первобытного общества (дикости и варварства) развивающаяся социокультурная система, обладающая следующими признаками: частная собственность и рыночные отношения; сословная или сословно-классовая структура общества; государственность; урбанизация; информатизация; производящее хозяйство.

Цивилизация имеет три типа:

Индустриальный тип (западная, буржуазная цивилизация) предполагает преобразование, ломку, трансформацию окружающий природы и социальной среды, интенсивное революционное развитие, смену социальных структур.

Аграрный тип (восточная, традиционная, циклическая цивилизация) предполагает стремление вжиться в природную и социальную среду, воздействовать на нее как бы изнутри, оставаясь ее частью, экстенсивное развитие, доминирование традиции и преемственности.

Постиндустриальный тип - общество высокого массового индивидуализированные потребления, развития сферы услуг, информационного сектора, новой мотивации и творчества.

Модернизация - это переход аграрной цивилизации к индустриальной.

Варианты модернизации:

1. Перенесение всех прогрессивных элементов в полном объеме с учетом местных особенностей (Япония, Индия и т. д.).

2. Перенос только организационно-технологических элементов при сохранении старых общественных отношений (Китай).

3. Перенос только технологии при отрицании рынка и буржуазной демократии (Сев. Корея).

Цивилизация в узком смысле - это устойчивая социокультурная общность людей и стран, сохраняющих свое своеобразие, уникальность на больших отрезках истории.

Признаками локальной цивилизации являются: один хозяйственный и культурный тип и уровень развития; основные народы цивилизации относятся к одному и тому же или сходным расово антропологическим типам; длительность существования; наличие общих ценностей, черт психологического склада, ментальных установок; сходство или однотипность языка.

Подходы в интерпретации понятия «цивилизация» в ее узком смысле:

1. Культурологический подход (М. Вебер, А. Тойнби) рассматривает цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия.

2. Социологический подход (Д. Уилкинс) отвергает понимание цивилизации как социума, скрепленного однородной культурой. Культурная гомогенность может отсутствовать, главным же для образования цивилизации становятся: общий пространственно-временной ареал, городские центры и социально-политические связи.

3. Этнопсихологический подход (Л. Гумилев) связывает понятие цивилизации с особенностями этнической истории и психологии.

4. Географический детерминизм (Л. Мечников) считал, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда.

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития:

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине XIX века. Главное внимание он уделяет рассмотрению того общего, что есть в истории всех народов, а именно - прохождение ими одних и тех же стадий в своем развитии; все это сочетается с той или иной степенью рассмотрения особенностей различных народов и цивилизаций. Выделение общественных стадий (формаций) основывается на определяющей, в конечном счете, роли экономических факторов (развитие и взаимосвязь производительных сил и производственных отношений). В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется классовая борьба.

Конкретная интерпретация формаций в лоне этой парадигмы постоянно менялась: марксова концепция трех общественных формаций в советский период была заменена так называемой «пятичленкой» (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая общественно-экономические формации), а сейчас пробивает себе дорогу четырехформационная концепция.

Цивилизационный подход разрабатывался в XIX–XX столетиях в трудах Н. Данилевского (теория локальных «культурно-исторических типов»), Л. Мечникова, О. Шпенглера (теория локальных культур, переходящих и умирающих в цивилизации), А. Тойнби, Л. Семенниковой. Он рассматривает историю через призму возникновения, развития, перспектив и особенностей различных локальных цивилизаций и их сравнения. Стадийность при этом учитывается, но остается на втором месте.

Объективной основой этих подходов является существование в историческом процессе трех взаимопроникающих пластов, познание каждого из которых требует применения особой методологии.

Первый пласт - поверхностный, событийный; требует только правильной фиксации. Второй пласт охватывает многообразие исторического процесса, его особенности в этническом, религиозном, хозяйственном, психологическом и других отношениях. Его исследование производится методами цивилизационного подхода и, в первую очередь сравнительно-историческим. Наконец, третий, глубинно сущностной пласт воплощает в себе единство исторического процесса, его основу и самые общие закономерности развития общества. Он познается лишь средствами разработанной К.Марксом абстрактно-логической формационной методологии. Формационный подход позволяет не только теоретически воспроизвести внутреннюю логику общественного процесса. Но и построить его мысленную модель, обращенную в будущее. Правильное сочетание и корректное использование обозначенных подходов является важным условием военно-исторических исследований.

Теперь мы просмотрим ряд мест частью для пояснения, частью для доказательства приведенных выше положений.У самого Кенэ, в

История как развитие свободы общества и индивида. Социальные границы свободы Слово «свобода» знакомо всем, и каждый стремится жить свободно. Но понимание свободы очень разнообразно. Здесь, можно сказать, сколько голов – столько и «свобод». Самое традиционное понимание

39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия Политическая система общества - это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также

Развитие первобытного общества и переход от него к классово-антагонистическому обществу Воспроизводя в своей книге разработанную Морганом «триадичную» структуру эпохи дикости, Энгельс проясняет и углубляет ее материалистическое понимание. Он акцентирует внимание на

2. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ - ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА Марксизм учит: "Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как форма бытия материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собою все происходящие во вселенной изменения и

}

Новое на сайте

>

Самое популярное